РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитательный потенциал драматизации на уроках иностранного языка.

Воспитательный потенциал драматизации на уроках иностранного языка.

Соловьева Ирина Саввична,
учитель английского языка высшей категории,
«Чурапчинская гимназия имени С.К. Макарова»

Эффективность усвоения иностранного языка зависит от использования на уроке различных методов и приемов при его обучении. Использование приемов драматизации в процессе обучения иностранному языку, бесспорно, является одним из эффективных средств. Это один из способов создания реальной языковой среды, огромный источник творческих переживаний и преобразований, т.к. ребенок входит в роль персонажа и старается изобразить, передать свою ролевую сущность. Обращение к эмоциональной сфере сознания позволяет формировать положительную мотивацию в обучении.

На занятиях иностранного языка в целях интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком ученые, методисты, учителя ведут активный поиск средства повышения эмоционального фона урока, вызывающих и поддерживающих интерес к обучению, позволяющих учащимся «проявить себя», самоутвердиться, испытать чувство успеха, которые могли бы обогатить нравственный мир личности.

Одним из путей решения этих проблем является использование драматизации на уроках и занятиях кружка по английскому языку.

Как показывает опыт, драматизация как метод преподавания дает активное, действенное восприятие знаний, соответственно жаждущей природе ребенка. Вместо односторонней работы ума она привлекает всю личность ребенка: ум, чувство, воображение, воля участвуют в сложном творческом процессе драматического воспроизведения.

Положительным аспектом этого вида деятельности является и то, что в этой работе могут принимать участие все ученики, независимо от их уровня владения языком, роль найдется каждому. Участие в подобных мероприятиях очень важно для ученика, так как драматизация: несет положительный эмоциональный опыт, позволяет развить творческие способности, помогает реализовать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности, воспитывает интерес и уважение к культуре страны изучаемого языка.

Необходимо отметить, что этот вид учебной деятельности неминуемо имеет в себе высокий воспитательный потенциал - как в самом содержании инсценировки, так и в процессе работы, когда дети приобщаются к совместному творчеству.

В процессе драматизации между учащимися возникают новые отношения: возникает стремление учащихся к контакту друг с другом и учителем, создаются условия равенства в речевом партнерстве, разрушается традиционный барьер между учителем и учеником. Изменяется и отношение детей к предмету в целом. Кто-то открывает в себе новый талант, кто-то находит новых друзей, кому-то выступления помогают преодолеть застенчивость. Дети сами высоко оценивают результат своей деятельности, становятся более активными на уроке, хотят продолжить эту деятельность.

Драматизация развивает эмоциональную и аффективную сферу и этим обогащает личность, развивает симпатию, сострадание, воспитывает способность перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.

Чаще всего основой драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое. Следует отметить, что самостоятельность драматической игры является первой формой драматического творчества учащихся.
С детьми можно обыгрывать как рассказы, так и сказки других народов, различные мини – диалоги, смешные сценки и т.п. Это способствует развитию кросс-культурной грамотности, то есть способности видеть общее и разное в культурах изучаемого языка и своей страны.

Одним из главных путей эффективности внеклассной работы является ее осуществление на конкретном деятельностном уровне, что становится возможным при оптимальном соотношении процессов познания, труда и игры. Эти процессы лежат в основе воспитательной и творческой кружковой работы в школе.

На занятиях кружка мои учащиеся любят драматизировать короткие диалоги, сюжеты из сказок, песни. Учащиеся активно участвуют в работе кружка, ответственно относятся к своей роли. Роли организатора, сценариста, режиссера, оформителя, актера выявляют потенциальные возможности и способности учащихся. У них появляется самоуверенность, мотивация, раскрывается творческий талант, формируется чувство дружбы и товарищества, культура поведения, инициативность и ответственность.

Они с удовольствием делают декорации, маски, рисуют, красят, клеят. Особый интерес у школьников вызывает куклы. Учащиеся на занятиях сами изготовляют своих героев, представляют их на английском языке, поют и танцуют.

На всех этапах подготовки и проведения занятия кружка комментируются и мотивируются направления работы, ее цель, приемы, способы выполнения, даются рекомендации по организации подобной работы в школе. Поиск темы, определение игровой ситуации. Педагогически направленное распределение ролей, руководство индивидуальной работой учащихся по подбору материала, работа над сценарием, период репетиций, создание атмосферы праздника, непосредственная реализация замысла – все это имеет обучающий характер и воспитательную направленность. Эффективность такого обучения очевидна.

Список литературы

  1. Бочаров Н.Л. Игры на уроке английского языка на начальной и средней ступенях обучения // Иностранные языки в школе. - 1966. - №3. - С. 50-58
  2. Бурдина М.И. Вечер сказок на английском языке // Иностранные языки в школе. - 1996. - №3. - С. 45-50
  3. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Обучение английскому языку в 3-ем классе 4-х летней начальной школы // Иностранные языки в школе. - 1988. - №3. - С. 41-47
  4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: стенограмма лекций, прочитанной в 1933г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена // Вопросы психологии. - 1966. - №6. - С. 62-76
  5. Федотова Н. Drama in use. Размышления на тему // English. Приложение к газете «Первое сентября». - 2004. - №4. - С. 3-4
Соловьева Ирина Саввична08.11.2015 6700 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar