РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Обучение диалогическому общению с помощью видео-фильма на уроке иностранного языка

Обучение диалогическому общению с помощью видео-фильма на уроке иностранного языка

Автор: Кузнецова Нина Фёдоровна

Известно, что, несмотря на многочисленные разработки по проблеме обучения устной речи, по прежнему не удается достичь той степени владения учащимися иноязычной устной речью, которая бы обеспечила беспрепятственное свободное общение на данном языке. Даже учащиеся, успешно завершившие курс обучения иностранному языку, испытывают серьезные затруднения, если им приходится принять участие в реальной спонтанной беседе на этом языке.

Сегодня, когда умение общаться на иностранных языках стало профессиональной необходимостью, эта проблема приобрела особую остроту.

Очевидно, что в рамках учебных занятий демонстрация диалогического общения в его естественном выражении возможна только с помощью специальных средств обучения и учебных материалов. Это должны быть учебные материалы, которые способны демонстрировать диалогическое общение как в звуковом, так и в зрительном выражении и при этом в присущей ему динамической, живой форме. Лишь применение видеотехники открыло путь к решению этой проблемы.

А теперь непосредственно об организации работы с видеофильмом, пробированной на практических занятиях уже в 5-ом классе.

Сначала учащиеся смотрят весь фильм с целью ознакомления с содержанием.

В связи с тем, что на начальном стадии работы восприятие живого разговорного в естественных условиях представляет для учащихся большие трудности (из-за естественного, быстрого темпа речи и нечеткой артикуляции), повторному просмотру уже отобранного видеоматериала предшествует работы с его печатным эквивалентом. Таким образом, цель 2-го занятия - подготовка учащихся к просмотру видеоматериала, т.е. к восприятию конкретной ситуации в естественной форме. На этом занятии обеспечивается понимание учащихся фабулы в целом и ознакомление с определенным речевым материалом, который в дальнейшем составит основу для формирования навыков и умений в диалогическом общении. Эта часть занятия организуется следующим образом. Учащиеся зачитывают текст диалога, по ходу чтения переводятся новые слова или реплики для понимания фабулы.

На дом ребята получают следующее задание: выучить новые слова и реплики. Знать, кто, кому и при каких обстоятельствах их произносит, какая реплика вызвала данную и какая явилась реакцией на нее. Каждая реплика выписывается на отдельную карточку.

На 3-ем занятии целью является закрепление предъявленного ранее речевого материала. Она достигается с помощью ряда упражнений, задача которых тренировать в восприятии данный материал при предъявлении его без опоры на графический текст.

Приступая к этой части занятия, выясняется с помощью вопросов, насколько полно и правильно понята фабула. На занятии проводится следующая "карточная игра". Разложив перед собой карточки, партнеры (работы осуществляется а парах) проводят раунд, в котором один бросает реплику-провокацию, реплику-вызов, выкладывая соответствующую карточку, а другой должен незамедлительно парировать ее, найдя и выложив подходящую реплику-реакцию. Таким образом отрабатывается быстрота реакции, темп речи, а также естественное оформление высказывания, т.е. осуществляется подготовка к речевому общению.

Далее следует тренировка в собственном речевом общении - разыгрывание мини-ситуаций на отработанном речевом материале, озвучивание того или иного сюжета, что ребята делают с большом удовольствием.

Результаты обучения с помощью видеофильма позволяют сделать следующие выводы. Знакомство с живым речевым общением оказывает существенную помощь учащимся в их учебной деятельности по формированию навыков и умений диалогическом общении. Видеоматериал позволяет при меныших (по сравнению с традиционными учебными материалами) временных и энергетических затратах добиться овладения большим объемом речевого материала. Благодаря трехмерному воздействию: синтезу звука, действия и эмоционального переживания, имеющему место при работу с таким материалом, обеспечивается непроизвольность и прочность запоминания речевых клише. В результате в сходных ситуациях происходит вызов в памяти данных клише и таким образом достигается правильное оформление речевого поведения.

Демонстрируя язык в действии, видеоматериал сам по себе вносит оживление в учебный процесс и создает положительный психологический фон, который, как известно, имеет большое значение при обучении общению на иностранном языке.

Кузнецова Нина Фёдоровна17.11.2015 4390 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar