РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Социальная триада педагог - концертмейстер - ученик и её конфликтная составляющая

Социальная триада педагог - концертмейстер - ученик и её конфликтная составляющая

Стремление каждой личности к постоянному взаимодействию с другими людьми является сущностью человеческой натуры, можно сказать человеческой природой. Человек не может постоянно находиться в одиночестве, наедине с самим собой. Вся человеческая жизнь, с самого рождения, проходя такие социальные институты как: детский сад, школа, ВУЗ, направлена на то, чтобы научить людей взаимодействовать друг с другом, договариваться и общаться, понимать и выстраивать дружеские, деловые, семейные отношения. В широком смысле, учит мирному и, по возможности, бесконфликтному сосуществованию разных личностей, обладающих собственными мнениями и виденьем окружающей действительности, взглядом на жизнь.

Безусловно, семья является самой главной ступенью, где человек начинает осваивать первые шаги социализации и принадлежит к малой социальной группе. Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов [1, с. 37] .

Таким образом, малая социальная группа представляет собой микросистему. Семья рассматривается как моделъ малой группы, в которой теснейшим образом переплетены элементы внутриорганизационного взаимодействия и неформальных отношений [2, с. 17].

Если провести параллель между наиболее распространенной на данный момент семейной триадой ( мать – отец - ребенок) и социальной триадой ( учитель – ученик – концертмейстер) выявляется большое количество пересеечений и сходств. Каждая из таких триад состоит их двух взрослых личностей и ребенка. Существуют стереотипы о том, что отец – это глава семьи, охотник и добытчик, хотя в современном мире можно говорить о неком мозаичном принципе, а точнее о этапном переходе этой роли от одного из супруга к другому. В педагогике тоже существует свой стереотип о том, что педагог – это самый главный в классе человек, а концертмейстер исключительно помогает аккомпанировать.

На деле часто выходит совершенно по другому, концертмейстер негласно становится полноправным наставником и учителем, а преподаватель (особенно это касается ВУЗов), в связи с регулярными выездами на концерты, гастроли и т.д. занимает лишь внешнее лидерство. Не смотря на то, что триада педагог – ученик – концертмейстер прежде всего направлена на образовательную и воспитательную функции, также можно наблюдать параллель с социальной составляющей, а точнее, близкой схожестью с семейной триадой. Смело можно говорить о том, что это тоже своеобразная семейная ячейка, которая направлена на продолжительное общение на протяжении нескольких лет. Такая микрогруппа помогает познавать законы общения, взаимодействия, дипломатии, ориентации в конфликтных ситуациях.

Остановимся подробнее на конфликтных ситуациях. Общепринято, что в триаде конфликтные ситуации могут развиваться несколькими путями:

  • во-первых, собственно триада разделяется на диаду, которая конфликтует с третьей стороной;
  • во-вторых, выделяют конфликт двух интересов, а третья сторона выступает в роли медиатра, третьейского судьи и т.д.;
  • в-третьих, возможен скрытый конфликт всех трех членов данной минигруппы, однако этот вариант в большинстве своем не приведет к конструктивному решению проблемы, а скорее всего будет направлен в диструктивное русло и в какой-то момент эта группа перестанет существовать (распадется).

В социальной триаде педагог-концертмейстер-ученик можно наблюдать как первый, так и второй вариант развития. Самым распространенным является случай, когда педагог с концертмейстером объединяются в диаду и (скрыто!) начинают конфликтовать со своим подопечным учеником. Чаще всего это касается так называемых “неродивых” учеников, которые по каким-либо причинам мало занимаются, часто пропускают занятия и не проявляют должной мотивации к предмету. В таком скрытом конфликте ученик является своеобразной “подушкой для битья” на которой отыгрываются его наставники, они не предпринимают попыток понять ситуацию и вникнуть в суть дела ( время бежит быстро и надо выполнять учебный план, готовиться к зачетам, экзаменам, концертам!), а ученик, особенно в школах, остается совершенно незащещенным от нападков глуокоуважаемых педагогов. В такой ситуации, обязательно вмешательство независимой стороны, в данном случае родителей, чтобы попытаться разъяснить ситуацию и вывести конфликт на конструктивный уровень.

Во втором случае конфликт может представлять из себя столкновение интересов педагога и ученика, концертмейстера и ученика, либо педагога и концертмейстера. В последней ситуации, конфликт между педагогом и концертмейстером чаще всего приводит к распаду конкретной социальной ячейки.

Если конфликт протекает между педагогом и учеником или концертмейстером и учеником, данная конфликтная ситуация является наиболее гибкой и ее можно разрешить в положительной динамике. В качестве третьей, примиряющей, стороны в любом случает выступает более старший и опытный человек, в сравнении с учеником. И от того, насколько глубоким психологом и дипломатом окажется эта третья сторона, зависит разрешение конфликтной ситуации.

В современном мире, полным противоречий и разногласий, все сложнее становится вести конструктивный диалог и взаимодействовать без конфликтной составляющей. Именно поэтому мы должны целенаправленно воспитывать в детях, на стадии становления и развития их личности, стремление к взаимопонимаю, дипломатии, открытому общению в малых и больших социальных группах.

Список литературы:

  1. Андреева Г.П. Психология социального познания. М., 2005 – 37с.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. С-П., 2008.
  3. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. М., 2007.
  4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2009 – 17с.
  5. Мета Г., Г. Похмелкина. Медиация – искусство разрешать конфликты. М., 2004.
Полякова Светлана Николаевна22.11.2015 5010 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar