РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Композиция урока изобразительного искусства

Композиция урока изобразительного искусства

Мое общение с детьми в роли учителя изобразительного искусства вынуждает к постоянному поиску путей и разных подходов к организации общения на уроке. Как выстроить это общение между учителем и учениками? Как создать на уроке, с одной стороны, рабочую, а с другой стороны, побуждающую к творчеству атмосферу? Как подойти к педагогике сотрудничества, получая при этом максимальную результативность? Как сделать видимыми подлинные чувства и эмоции, внутреннее состояние ребенка, а не умноженное на количество способных учеников копирование штампов или грубый примитив? Эти поиски привели меня к специальному выстраиванию процесса восприятия эмоционально-образной композиции урока, к соединению композиции урока и драматургии, в толковании ее как искусства сочинять и ставить на сцене какое-либо произведение. Такой подход дает возможность соединить задачи развития ребенка с целями и задачами педагогики искусства. При этом урок приобретает элементы импровизации, то есть, в принципе, не может быть раз и навсегда выстроенным и неизменным, а может быть созданным учителем, как драматургом, и поставленным им, как режиссером с учетом того, что как класс. Так и учитель – это одновременно и действующие лица, и зрители, готовые воспринимать и унести с собой что-то новое, неожиданное для себя.

Драматургия ( гр.) – теория, искусство построения драматического произведения.

Драматизм – напряженность действия, стечение обстоятельств, создающее обостренную борьбу разнородных чувств и интересов.

Драма (гр. букв. действие) – принадлежность одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфика составляет сюжетность, членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказывания персонажей.

Драматические конфликты отображают общественные (конкретно исторические и общечеловеческие) противоречия, воплощающиеся в поведении и поступках героев.

Потребности выразить и показать взаимоотношения между людьми, жизнь внешнюю и внутреннюю – привели к возникновению драмы и драматургии.

Педагогическая драматургия - организация урока как вида функционально-прикладного театра, может быть нацелена на достижение необходимого состояния души ребенка. Она поможет педагогу постепенно знакомить и «вводить» учащихся в искусство, поможет восприятию самого искусства, а также развитию творческих способностей детей.

Урок изобразительного искусства включает в себя помимо познания собственную творческую деятельность. В этом его особая значимость и уникальность.
Один из главных моментов в работе учителя – это организация процесса обучения, как фактора способствующего формированию познавательной активности и потребности в художественном творчестве учащихся во время урока и восприятия зрительного, музыкального и литературного ряда, как части этого процесса.
Восприятие может быть активным и пассивным. Одно из особенностей нашего времени – сформированность еще до школы у большинства детей пассивного восприятия в результате активного внедрения в нашу повседневную жизнь массовой культуры и особенно телевидения.

Формировать активное восприятие у ребенка могут родители и учителя. Можно и нужно использовать для этой цели и средства массовой культуры – телевидение, театр,
Ведь жизнь в школе не должна быть раз и навсегда законсервированной в определенные рамки. Задача учителя дать детям возможность почувствовать интерес и вкус к собственному творчеству, раскрыть уникальность индивидуального, неповторимого и глубокого личного переживания, выраженного в творчестве художника. А уже через это подойти к пониманию массового искусства – кино, дизайна, архитектуры как среды обитания человека, через высокие образцы формировать общую культуру и вкус, сбалансированные на гармонии и нравственности, понятиях тесно связанных друг с другом и не существующих одно без другого. Ведь все высоконравственное всегда гармонично и соответствует естеству человека.

Цели бывают большие и малые, и невозможно достичь сразу всего. Однако можно направлять свои усилия каждый раз на развитие одного из необходимых для творческой работы факторов. Например, ассоциативного мышления или внимания, наблюдательность или воображение. Эти способности, какими бы маленькими они ни были изначально, можно развивать. Воздействуя на воображение человека, мы подталкиваем его сознание к ассоциациям разного рода. Это ассоциации рождают знакомый образ, в одном случае, а в другом – образ нужно воссоздать самому, сконструировать его с помощью своего воображения. Особенно удачно справляются с такими заданиями те ребята, у которых хорошая память и богатая впечатлениями жизнь.

Здесь дети часто оказываются в неравных условиях. С одними родители путешествуют, посещают театры и музеи, а другие проводят всю свою жизнь дома, во дворе и в школе.
Для таких детей урок искусства может стать мостиком, недостающим звеном в познании окружающего мира. Здесь они могут не просто увидеть и обогатить свою память путешествиями по культурам разных народов Земли, но и параллельно познакомиться с творениями людей, живших в разных уголках планеты, сравнить их, увидеть и попробовать достроить в своем воображении разнообразными творческими ассоциациями, которые будут в дальнейшем реализовываться в собственном творчестве.

Воздействуя на внимание, воображение, чувства, мы улучшаем память наших учеников, расширяем ее границы новыми впечатлениями. В результате, есть возможность воздействовать на формирование образного мышления, повышая потенциальную творческую активность.

Как же достичь действительного развития этих качеств? Ведь усилия учителя могут быть не восприняты. Самым существенным для учителя изобразительного искусства умение воздействовать на внимание, чувства, воображение и мышление так, чтобы пробуждать и стимулировать не просто действия учеников, а развивать те способности к творчеству, которые заложены в каждом из них.

Перед учителем, и это особенно существенно, здесь стоит двойная задача – сначала создать, породить что-то новое внутри самого себя, реализовать на себе субъективно творческий процесс, а затем организовать его исследование. Это и есть путь к методике развития творческих способностей у других.
Продуманная и заранее выстроенная композиция урока – это как более законченная форма, в которую облекается общая идея, помогающая учителю осмыслить значение урока и его место в программе.

К этому нужно прибавить, что творчество, которое могут оценить все – красота, сотворенная природой. И если человек сотворит свое, но близкое к природе, то другие воспринимают это как великолепное и прекрасное. Если же это далеко от природы – то нелепое и не красивое. Только воспитание и развитие в человеке творческого начала может изменить этот стереотип. Штамп уводит в штамп. Развитие творческого воображения и мышления мобилизует интеллект и пробуждает эмоции, что приводит к созданию своего мира. Способность к этой деятельности дает человеку необходимую внутреннюю свободу.

Школьный круг взаимодействия: ученик – урок – учитель – ученик.

В театре можно по аналогии образовать очень похожий замкнутый круг: зритель – спектакль – актер – режиссер – зритель.

Учитель несет на себе функции и режиссера и актера. Ученики могут быть и актерами и зрителями. В этом отличие их от зрителей в театре. Если в школе учитель создает урок и через него воздействует на учеников, то и сам это урок оказывает воздействие на учителя в сторону расширения творческого импульса на дальнейшую работу.
То же самое можно сказать и про режиссера. Он так же воспитывает и учит своих зрителей тому, что знает сам, как и учитель в школе. В то же время, спектакль или кинофильм, если он состоялся, непременно воздействует на его создателя.

«Любой преподавательский процесс, как публичное общение и действие, можно сравнить с театром, находить аналогии с ним на самых разных уровнях, так как урок имеет тоже игровую природу, и поэтому, может определяться, как игровой, драматургический процесс, естественно, со своей педагогической спецификой. То есть мы говорим о внутренней, природной общности педагогического и сценического процессов». (А.С. Питерских)

Общение с искусством для человека – есть путь познания, жизни и воспитания, усовершенствования движения жизни своей души.

А. Тарковский сказал: «Действие – это форма существования предметов и реального мира во времени… а не детективный сюжет. Вызвать эмоцию можно только путем нарушения логических последовательностей, то есть игра последовательностью. Нужно искать не логику, не историю, а развитие чувства».

«Игра последовательностями» и «развитие чувств» А.Тарковского очень подходит и применима, на мой взгляд, к уроку изобразительного искусства.
Важно, что за чем следует в течении урока. Каждый учитель как-то планирует, выстраивает свой урок. Но, может быть, не всегда выявляет значимость частей урока и принципы, которые ложатся в его основу.

Каждый урок изобразительного искусства направлен на получение творчески выраженного результата.

Обращаясь к драматургии и к театру, можно использовать и термины.

  • Мотивировкой будет выступать та проблема, решение которой требует программа в данный момент данного урока.
  • Завязкой можно считать множество разнообразных вариантов, в зависимости от типа урока. Это может быть история или сказка, основанная на действии, сюжет картины или скульптуры, история создания произведения искусства (от картины до здания). Возможно музыкальное или литературное произведение, игра, созерцание чего-либо (кинозарисовка, изображения природы, произведения искусства, одного или нескольких предметов, интерьера или экстерьера здания и т.д.)
  • Конфликт – это столкновение мнений по поводу данной проблемы, возможностей или способов решения. Иногда конфликт может стать кульминацией урока, так как противоречия, возникающие в ходе конфликта, могут провоцировать собственное творческое решение.
  • Кульминация – индивидуальная или коллективная творческая работа учащихся. Кульминацией может стать и обсуждение как «взрослой», так и «детской» творческой работы, так как выработать общее мнение в данном случае – это тоже творчество.

Разработке хорошего сценария урока поможет выбранный учителем принцип, на который можно будет опираться в течении всего урока. Это позволит сфокусировать внимание на определенных и конкретных моментах исследуемой проблемы.

Таким образом, у учителя появляется возможность целостно осмыслить весь учебный процесс каждой параллели, почувствовать его развитие от начала учебного года к концу, определить наиболее значимые моменты обучения.

Развитие воображения в творческом многообразии оказывает влияние на развитие «пространства воображения личности», и, занимаясь этим развитием, мы решаем такую важнейшую задачу художественного образования, как формирование художественной культуры учащихся.

Курило Галина Анатольевна01.12.2015 5410 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar