РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методический материал к школьной олимпиаде по физике

Методический материал к школьной олимпиаде по физике

Богун Александр Лаврентьевич.
Учитель физики МБОУ гимназия №5
Г.Северобайкальск.

Основная цель школьных олимпиад — выявление и развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности у обучающихся, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, распространение и популяризация научных знаний среди молодежи.

Задачи:

1. Выявить наиболее подготовленных учащихся, имеющих особые способности и склонности к предмету, по которому проводится олимпиада.

2. Развивать у учащихся школы интерес к научной деятельности;

3. Показать учащимся наиболее интересные образовательные возможности учебных предметов, поддержать и развить познавательные интересы учеников:

а) как основу их возможного профессионального интереса;
б) как условие активизации всех форм внеклассной и внешкольной работы по этим предметам.

4. Создать необходимые условия для выявления одаренных детей;

5. Активизировать работу факультативов, спецкурсов, предметных кружков.

Включаясь в олимпийское движение, школьники осознанно и преднамеренно осуществляют свой личностный выбор, выступая в качестве субъекта социального становления, в котором старшеклассники сознательно направляют свою активность на усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, принимая ответственность за максимальную реализацию личностного потенциала. Создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, олимпиада школьников выполняет важнейшую функцию социализации.

Олимпиады — один из эффективных путей формирования интеллектуальной элиты нации.

Поддержать любознательность, интерес к науке, дать почувствовать себя в своей среде, в обществе тех, кто также охвачен увлечением, наконец, получить заряд уверенности или, наоборот, «сбить» излишнее самомнение, проверить свои знания, даже если победа прошла мимо. В этом заключается мотивационная функция олимпиады, обеспечивающая настрой школьников на продуктивную познавательную деятельность, способствующая личностному росту.

Для успешного развития, самореализации и самоутверждения личности школьника на олимпиаде необходимо эмоциональное переживание успеха, формирующее у него чувство удовлетворения от своего участия в соревновании, для реализации которого необходимо, чтобы режим испытания соответствовал возрастным особенностям участников олимпиады, а уровень сложности заданий подчинялся принципу посильности и творческой самостоятельности участников. Необходимо учитывать что первые этапы не являются элитарными. Поэтому на них не должно быть режима жесткого отбора победителей. Эти этапы в наибольшей степени стимулируют включение учащихся в олимпиадное движение.

Ниже представлены задачи школьного уровня, которые решали учащиеся школ города Северобайкальска 13 октября 2015 года.

8 класс

  1. Какую мощность развивает человек , поднимающий ведро воды весом 12кН из колодца глубиной 20 метров за 0,3 мин.
  2. На сколько гранитный булыжник объемом 400 см в кубе будет легче в воде, чем в воздухе?
  3. Человек массой 80 кг держит в руках груз массой 25000 грамм. С какой силой человек давит на пол?
  4. В автомобиль массой 2 тонны залили 200 литров бензина. Какой стала его масса?
  5. Трактор за 5 мин проехал 600 метров. Какой путь он проедет за 0,5 часа двигаясь с той же скоростью?
  6. До какой температуры остынут 5 литров кипятка , отдав в окружающее пространство 1680 кДж энергии?

9 класс.

  1. Чугунный шар при объеме 125 см в кубе имеет массу 800гр. Сплошной или полый этот шар?
  2. Пожарный насос развивает мощность 3 квт. На какой наибольший этеж многоэтажного дома насос может ежеминутно подавать 1200 литров воды.? Высота одного этажа = 2,7 метра.
  3. Три резистора сопротивлением по 4 Ом каждый соединены последовательно. Сила тока в цепи равна 0,12мА. Наити общее сопротивление, напряжение на каждом резисторе, общее напряжение.
  4. Расстояние от собирающей линзы до предмета 25 см. Оптическая сила линзы равна 2 диоптрия. Определить расстояние от линзы до изображения.
  5. Автомобиль проехал половину пути со скоростью 36 км в час, затем половину оставшегося пути со скоростью 72 км в час.Найти скорость движения автомобиля на третьем участке, если известно, что средняя скорость движения автомобиля на всем пути = 60 км в час.
  6. Определите плотность металлического предмета используя весы, измерительный цилиндр и воду.

10 кл.

  1. Масса стакана заполненного водой =260 гр. Когда в этот стакан поместили камушек массой 28,8 гр и часть воды вылилась , то масса стакана воды и камушка стала = 276,8 гр. Определить плотность вещества камня.
  2. Используя рычажные весы и одноразовый шприц определите плотность воды и сравните с табличным значением.
  3. Пароход плывет по озеру со скоростью 36 км в час, на палубе парохода спортсмен подбрасывает мяч вертикально вверх со скоростью 20 метров в сек., и мяч достигает высшей точки подъема. Каково перемещение мяча за это время относительно берега. Ускорение свободного падения = 10 метров в сек.
  4. В маятник массы М ударяет пуля массы м., летящая горизонтально со скоростью v и застревает в нем. На какую высоту поднимется маятник? Какая часть механической энергии летящей пули превратится в механическую энергию маятника с пулей?
  5. Тело свободно падает с высоты 10 метров. Какова его скорость на высоте 6 метров над поверхностью Земли? Какова скорость в момент падения на землю?
  6. В какой обуви больше мерзнут ноги , в просторной или тесной? Почему?

11 класс.

  1. С какой начальной скоростью v надо бросить мяч с высоты h , чтобы он подпрыгнул на высоту 3h ?
  2. В маятник массы М ударяет пуля массы м., летящая горизонтально со скоростью v и застревает в нем. На какую высоту поднимется маятник? Какая часть механической энергии летящей пули превратится в механическую энергию маятника с пулей?
  3. Пароход плывет по озеру со скоростью 36 км в час, на палубе парохода спортсмен подбрасывает мяч вертикально вверх со скоростью 20 метров в сек., и мяч достигает высшей точки подъема. Каково перемещение мяча за это время относительно берега. Ускорение свободного падения = 10 метров в сек.
  4. Имеются весы, стеклянный цилиндрический сосуд,вода,линейка, флакон от духов. Как , используя эти материалы определить объем стекла флакона?. Вместимость флакона?
  5. Из одинаковых резисторов по 10 Ом составить цепь сопротивлением 6 Ом. Какое наименьшее количество резисторов для этого потребуется? Начертить схему.

Используемая литература.

  • Н.М. Шахмаев Физика 9 кл.
  • А.П. Рымкевич Физика 9-11 классы.
БОГУН АЛЕКСАНДР ЛАВРЕНТЬЕВИЧ10.12.2015 5580 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar