РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Фронтальный эксперимент на уроках физики.

Фронтальный эксперимент на уроках физики.

Автор: Богун Александр Лаврентьевич

В современной школе актуализируются вопросы самостоятельной работы учащихся. Возросшая наукоемкость большинства современных профессий требует умений работать с информацией, находить ее, самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием. Возникшие в этой связи идеи и теории непрерывного образования предполагают обучение и самообразование в течение всей жизни. Для этого выпускники образовательных учреждений должны уметь самостоятельно приобретать новые знания и умения.

На уроках необходимо использовать любую возможность для самостоятельной деятельности учащихся, учить применять знания в изменившихся условиях.

Чтобы экспериментальные задания не превратились для учащихся в забаву ,необходимо чтобы каждая работа обязательно сопровождалась отчетом. Отчет можно составить по следующей схеме:

  1. Что делаю.( Ученик проводит эксперимент.)
  2. Что наблюдаю.(Учащийся внимательно следит за ходом эксперимента.)
  3. Как объясняю.(Исходя из полученных знаний, изученных законов физики учащийся объясняет результаты эксперимента.)

Систематическое составление отчетов позволит сформировать экспериментальные навыки, умение объяснять наблюдаемое явление, применять теоретические знания в конкретной ситуации, овладевать языком науки физики.

Фронтальный эксперимент, проводимый учеником можно оформить по следующему алгоритму:

  1. Целью данного эксперимента является …( предложение дописывает ученик самостоятельно, исходя из той цели ,которую он пытается доказать проводя эксперимент.)
  2. Для этого нам понадобилось…(необходимо перечислить материалы и оборудование для данного эксперимента.)
  3. В соответствии с целью и гипотезой мы предприняли следующие действия…( учащийся описывает , желательно по пунктам , все действия, которые он должен выполнить проводя данный эксперимент)
  4. На основе предпринятых действий мы получили следующие результаты… ( в данном пункте необходимо провести все математические расчеты, связанные с выполнением эксперимента)
  5. Полученные результаты позволили сделать вывод….(учащийся записывает вывод, в соответствии с целью эксперимента, выполняет таблицу, в которую заносит результаты проведенного эксперимента)

Получив навыки самостоятельного проведения эксперимента, учащиеся могут активно участвовать в проведении опытов. В этом случае достаточно поставить перед учащимися учебную задачу, а пути ее решения они находят самостоятельно.

При проведении эксперимента учителем необходимо использовать следующую методику:

  1. Сопровождать словами, комментировать, установить цель.
  2. Познакомить учащихся с оборудованием
  3. Выполнить схему, рисунок.
  4. Выделить объект наблюдения.
  5. Провести опыт.
  6. Обсудить эксперимент и сделать выводы.
  7. Итоги –подводит учитель.

Требование пересказать содержание опыта и объяснить его результат, способствует развитию логического мышления учащихся, приучает их к анализу факторов. Учителю необходимо довести наблюдения и выводы учащихся до научного уровня. Степень усвоения нового материала можно проверить дополнительными вопросами и отчетами, например в виде таблицы , в которую входят два пункта «делаю» и «говорю».

Например пункт «делаю»: .ставлю цель, знакомлю с оборудованием, знакомлю с ходом эксперимента, выделяю объект наблюдения, делаю выводы.

Пункт «говорю». Сейчас с помощью опыта мы докажем…

Для этого нам понадобится следующее оборудование…. Выполним рис. И т.д Накрываю сосуд с водой листом бумаги и переворачиваю…. Проследите за тем что происходит….

Задаю учащимся наводящие вопросы:

  • Какие силы действуют на бумагу под водой? Какая сила удерживает лист?
  • Что бы произошло , если бы не существовало атмосферного давления?

Подвожу итог.

Т.к. мы доказали существование атмосферного давления….и т.д.

Фронтальный эксперимент должен удовлетворять следующим требованиям:

Должна выполняться видимость и наглядность эксперимента (подсветки, экраны, цветные провода и т.д.)Строго соблюдаться правила техники безопасности. Опыт должен обязательно получиться.

Опыт должен быть красиво и эстетично оформлен, достоверным и полным, повторен не менее трех раз.

Применяя эксперимент систематически , можно привить учащимся любовь к исследованию, создать школу лабораторию, в которой каждый учащийся сможет проявить свои творческие способности и умения.

Используемая литература.

  1. В.И. Ваганова. Домашний эксперимент по физике. Г.Улан-Удэ.2003г.
  2. Л.В.Скокова. Организация домашней самостоятельной работы учащихся.г.Улан-Удэ.2011г.
Богун Александр Лаврентьевич08.12.2015 5730 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar