РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Современные технологии дополнительного образования в подготовке педагогов

Современные технологии дополнительного образования в подготовке педагогов

Автор: Мокрушина Елена Ивановна

В данной статье рассматривается ряд современных технологий дополнительного образования, ориентированных на повышение эффективности педагогов, принимающих участие в сопровождении и построении социально-профессиональной подготовки молодежи. В рамках статьи такие специалисты названы «социальный педагог». В качестве примеров современных технологий приведены: личностно ориентированные технологии, технология «обучения действием», уровневая индивидуализация и дифференциация, сетевые технологии, метод проектов, организация учебно-исследовательской деятельности, игровые технологии, технологии мастерских, информационные технологии, применение методов активного обучения, выбор новых форм проведения занятий, психологическое сопровождение и др.

Активное вовлечение молодежи в процесс реализации экономических и социальных реформ в разных сферах общественной жизни страны — одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации. При активном участии молодежи в различных секторах экономики, реализуется потенциал общества, прослеживаются перспективы его социального, экономического и культурного развития.

При этом выбор профессионального пути имеет огромные последствия как для самого молодого человека и его семьи, так и для страны в целом. Именно поэтому государство уделяет особое внимание государственной социально-экономической политике, направленной на развитие рынка труда и популяризацию перспективных сфер занятостей [ , , , ].
Если сделанный выбор соответствует перспективным направлениям развития экономики, а также способностям и возможностям молодого человека, то повышается мотивация на обучение, а впоследствии – эффективность на рабочем месте, в бизнесе. В этих условиях успешность жизненного пути конкретного человека все в большей степени определяется приобретаемыми знаниями, навыками, компетенциями, квалификациями, способностью адаптации к социальным и экономическим изменениям, т.е. выбором и реализацией его социально-профессиональной траектории.

В то же время молодежь в настоящее время не обладает достаточными знаниями и навыками для осознанного личностного и профессионального самоопределения. Зачастую отсутствует ответственность за принятие решения о выборе профессии и понимание механизмов осознанного выбора будущей сферы деятельности, решения принимаются на основе материальных факторов без учета личностного смысла работы.

Поэтому основной задачей сопровождения построения социально-профессиональной траектории молодежи будет формирование у молодежи таких знаний и навыков, как:

  • знание особенностей своей личности в связи с выбором профессионального пути;
  • умение планировать профессиональную траекторию;
  • знание рынка труда (достоверная информация о профессиях, сферах деятельности, тенденциях рынка труда, понимание потребностей работодателя в профессиональных и социальных навыках);
  • знание рынка образования (где получить образование по выбранной специальности – общего и дополнительного);
  • знание инфраструктуры профориентации, трудоустройства и развития карьеры (получение консультаций, прохождение стажировок, практик и т.п.).

В решении этих вопросов молодежи на помощь приходит в первую очередь специально подготовленный социальный педагог. В его обязанности входит формирование у молодежи компетенции самостоятельного профессионального самоопределения, осуществления осознанного и ответственного профессионального выбора, проектирования и реализации собственной профессиональной траектории в динамично меняющихся условиях.

При этом общероссийская задача подготовки кадровой базы социальных педагогов может быть успешно решена с помощью современных технологий дополнительного образования.

В качестве инновационных технологий дополнительного образования педагогами использованы: личностно ориентированные технологии, технология «обучения действием», уровневая индивидуализация и дифференциация, сетевые технологии, метод проектов, организация учебно-исследовательской деятельности, игровые технологии, технологии мастерских, информационные технологии, применение методов активного обучения, выбор новых форм проведения занятий, психологическое сопровождение и др.

Одним из подходов к созданию мотивационной образовательной среды для педагогов является технология «обучения действием». В основе такого обучения лежит постоянно действующий семинар, направленный на своевременную поддержку педагога в период изменений и сопровождение в процессе освоения и внедрения инновационного опыта, формирование мотивации к непрерывному профессиональному образованию, создание условий для постоянного взаимного обучения и обмена опытом.

В условиях модернизации системы образования постоянно действующий семинар является наиболее продуктивной формой повышения квалификации, так как основное внимание в нем уделяется расширению профессионального кругозора, повышению уровня теоретической подготовки и освоению инновационных технологий.

Постоянно действующий семинар позволяет:

  • определить внутренние ресурсы развития системы повышения квалификации и организовать постоянную учебу по ключевым понятиям;
  • освоить интерактивные технологии и компетентностный подход к обучению и воспитанию.

Одним из приоритетных направлений развития дополнительного образования, обеспечивающих подготовку, профессиональный рост и развитие социальных педагогов для эффективного сопровождения построения социально-профессиональной траектории молодежи, поддержанной на уровне государства, является создание и развитие профессиональных сетевых педагогических сообществ.

Профессиональное сетевое сообщество – это специализированный интернет-ресурс, обеспечивающий интеграцию и взаимодействие его участников, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности.

Участие в профессиональных сетевых педагогических объединениях позволяет педагогам общаться друг с другом, обмениваться опытом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень благодаря:

  • обучению и приобретению новых знаний, умений и компетенций;
  • получению самой современной информации по интересующей теме;
  • доступу к методической базе разработок;
  • общению с коллегами на различных форумах;
  • получению квалифицированных консультаций и советов экспертов;
  • участию в работе профессиональных сообществ;
  • публикациям своих материалов;
  • участию в обсуждении опубликованных материалов;
  • участию в профессиональных конкурсах и др.

Основными задачами работы профессионального сетевого сообщества являются:

  • создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
  • организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
  • инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
  • обмен опытом учения-обучения;
  • распространение успешных педагогических практик;
  • поддержка новых образовательных инициатив.

Профессиональное сетевое сообщество создает условия не только для открытого, бесплатного и свободного использования электронных ресурсов, наблюдения за деятельностью участников сообщества для освоения новых информационных концепций, знаний и навыков, но и дает возможность самостоятельно создавать сетевые проекты.

Важнейшим преимуществом работы профессиональных сетевых сообществ является многообразие форм взаимодействия участников, включающих дистанционное обучение, обучающий семинар, виртуальную конференцию. А также конкурс, проект, акцию, мастер-класс, опрос, обсуждение в чате, фестиваль проектов, телеконференцию, проектировочный семинар, создание веб-страниц и т. д.

Таким образом, сетевое взаимодействие участников профессионального педагогического сообщества, обеспечивая доступность информационных, инновационных, методических, кадровых тематических ресурсов, а также диалог между субъектами сетевого взаимодействия и обмен опытом позволяет участникам самостоятельно приобретать новые знания и умения для использования их в практической деятельности.

Профессиональные сетевые сообщества направлены на реализацию одной из важнейших задач государственной образовательной политики Российской Федерации: обеспечение непрерывного образования граждан на протяжении всей жизни (согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, Государственной программе «Развитие образования» на 2013 – 2020 гг.). Достижение этой задачи осуществляется за счет создания оптимальных условий для получения непрерывного образования – формального, неформального и информального в дистанционном формате.

Эффективным методом повышения профессионального мастерства педагога является вовлечение в подготовку и проведение мастер-классов на основе освоенных технологических блоков педагогики и индивидуальных подходов. Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Задача мастер-класса – повысить мотивацию к овладению авторской методикой и технологией деятельности.

В рамках инновационной технологии дополнительного образования при подготовке педагогов является и психологическое сопровождение. Психологическим сопровождением является система организационных, дидактических, обучающих, развивающих мероприятий для педагогов, направленная на создание оптимальных условий саморазвития и непосредственно профессиональной педагогической деятельности. Сущностной характеристикой сопровождения в данном подходе является создание условий для перехода к «самопомощи». То есть, в процессе психологического сопровождения педагог переходит от позиции «Я не могу», к позиции «Я могу сам справиться со своими жизненными профессиональными трудностями». Осваивает скрытые ресурсы личности в опоре на его возможности и создание на этой основе условий, способствующих построению индивидуальной траектории саморазвития педагога. Т.е в процессе реализации инновационной деятельности каждый педагог может повысить эффективность своей деятельности за счет специальной системы психологического сопровождения его личностного развития, оптимизации профессиональной компетентности и поддержания позитивного психологического климата.

Таким образом научные исследования и практическая деятельность в области сопровождения построения социально­профессиональной траектории молодежи не может быть успешно, системно реализована без современных технологий дополнительного образования в подготовке педагогов для сопровождения профессионального выбора молодого человека в системе школа-колледж-вуз-работодатель, направленной на повышение компетентности педагогических работников, практических психологов в области проектирования профессионального пути и направлений саморазвития молодежи.

Мокрушина Елена Ивановна16.12.2015 6870 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar