РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие познавательной активности учащихся – важная задача учителя.

Развитие познавательной активности учащихся – важная задача учителя.

Лужанская Лидия Тимофеевна,
учитель начальных классов
ГБОУ ООШ №465
Санкт-Петербург

Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: «Как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием?». Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свой путь решения. В русле современных решений этой проблемы выделяется уровневый подход к обучению.

Познавательную активность как педагогическое явление я рассматриваю как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом конечный результат усилия педагога заключается в формировании и становлении собственной активности (учебной, познавательной, творческой, социальной и т.д.) учащегося.

Не секрет, что для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Однако учителю нужно работать с тем школьником, который пассивно принимает знания, и с таким, который «включается» в учебный процесс время от времени в зависимости от учебной ситуации, и тем, для кого активная позиция в учебном процессе стала привычкой.

Опытный учитель с первых же уроков в новом классе может мысленно разделить учащихся по степени познавательной активности. Но существуют и объективные показатели уровня познавательной активности. К ним относятся: стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т.д.

Все это даёт возможность выделить следующие уровни проявления активности: 1) нулевой, 2) относительно-активный, 3) исполнительно-активный, 4) творческий.
Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя и педагога помочь учащемуся перейти с нулевого уровня на относительно- активный и далее – на исполнительно-активный. И во многом от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня или предпочтет отсидеться на «Камчатке».

I. Деятельность учителя в классе с преобладанием учащихся нулевого уровня познавательной активности направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости – отсутствие страха – чувство уверенности – ожидание встречи с данным педагогом – ожидание уроков, которые ведёт этот учитель. Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень.

II. Для учащихся с относительно-активным уровнем познавательной активности характерна заинтересованность только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой (содержанием) урока или необычными приёмами преподавания. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но и не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.
Необходимо отметить, что этим учащимся зачастую присуща торопливость. Поэтому они нуждаются в умении использовать план ответа, рисунки-подсказки (шпаргалки), таблицы, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного учебного действия и пр. Причем учащиеся охотнее пользуются теми схемами, которые они делали сами (или совместно с педагогом).

III. Учащиеся с исполнительно-активным отношением к познавательной деятельности, как правило, любимы учителями. Такие ученики систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает им педагог. Они достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно самостоятельно. Главные достоинства этих учащихся – в стабильности и постоянстве.

Однако у этих учащихся есть свои проблемы. Их называют «зубрилками» за усидчивость и за прилежание. Многим кажется, что детям с активным познавательным уровнем учеба дается легко. Также кажущаяся лёгкость – результат более ранних усилий ученика: умение сосредотачиваться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторять всю эту цепочку. В эту группу входят и те, кто мыслит «инсайтами», озарениями.

Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми учащимися. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся достаточно актуальна.

IV. Работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности, отличается от всего вышесказанного.
Общеизвестно, что особые способности или одаренность, зависят от врожденных задатков. Проблема состоит не только в том, чтобы выделить этих способных учащихся (кстати, психологи утверждают, что на этот случай так и не создано универсальной методики), но и в том, чтобы помочь остальным ученикам открыть в себе способности, о которых они ранее и не подозревали. Поэтому педагогическая работа с этими учащимися ориентирована на специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность учащихся в целом.

Созданию творческой атмосферы на уроке помогают специальные педагогические приемы. Важным приемом (и одновременно условием) творческой деятельности является создание чувства удивления, новизны, а также готовности принять нестандартный вопрос, нестандартное решение.
Чтобы заинтересовать учащихся, я использую на уроках русского языка занимательный материал из книг В. Волиной «Веселая грамматика», Т.Ю. Угроватовой «Подсказки на каждый день», С.М. Бондаренко «Секреты орфографии», из журналов «Русский язык в школе». Задания носят игровой, творческий характер. Грамматические сказки, веселые стихи, загадки, головоломки помогают научить детей любить и чувствовать родной язык.

Я заметила, что грамматические сказки, например, интересно слушать как ученикам первых, так и четвёртых классов. Рассказывала такие сказки, как «Глагол – часть страны Речь», «Как причастия появились», «Как причастия с прилагательными подружились», «Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях» и многие другие.
Прослушав эти сказки, ребята захотели написать свои.

Очень любят ученики составлять кроссворды и по русскому языку, и литературному чтению, и окружающему миру, с удовольствием участвуют в КВН, увлекаются инсценированием рассказов, басен, сказок на уроках литературного чтения.

В этих мероприятиях принимают участие все ученики без исключения, всем находится дело.

Те, у кого знания слабее, учатся у товарищей, а сильные ученики, окрыленные успехом, с еще большим удовольствием роются в словарях, читают дополнительную литературу, создают презентации, активно пользуются интернетом, пополняя свои знания.

Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным.

Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться, радостно учиться. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал, растить творца.

Лужанская Лидия Тимофеевна12.12.2015 7420 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar