РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогическая статья "Сказки Кота Мурлыки"

Автор: Силкина Людмила Юрьевна

1. Введение

Бродила по просторам интернета и наткнулась на небольшую статью. Читаю: «Совместный арт-проект на стенах Нижегородской государственной областной детской библиотеки на улице Звездинке реализовали художники городской федерации граффити и сотрудники администрации Нижнего Новгорода. К 95-летию со дня открытия библиотеки её украсили изображениями Кота Мурлыки и других сказочных персонажей. Кот Мурлыка недалеко от служебного входа в библиотеку появился неслучайно — дело в том, что организация открылась на улице Рождественской как библиотека Кота Мурлыки»1. Забавно, библиотека, да еще именем кота названа. Любопытство взяло верх. И вот что я узнала.

Нет на свете ни одного человека, который был бы равнодушен к сказкам. В них одной только силой воображения мы переносимся в мир чудес, где Добро всегда побеждает Зло. Мир сказки – необычный, чарующий, подобный волшебному древу. Его красота волнует. А кто же дарит этот прекрасный мир, кто помогает древу сказок расти, цвести, становясь, день ото дня всё краше? А знаете ли вы кто такой Кот Мурлыка? Что, не знаете? Тогда слушайте.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит, -писал А.С.Пушкин в поэме «Руслан и Людмила».

А почему кот сказку рассказывает? Кот всегда считался на Руси сказочником, мудрецом и другом детей. В Нижнем Новгороде на стенах Нижегородской государственной областной детской библиотеки появилась вот такая красота. Кот Мурлыка. Но это не сказочный «кот ученый» Александра Сергеевича Пушкина и даже не кот Мурлыка из сказки В.А.Жуковского («Жил Мурлыка; был Мурлыка кот сибирский, рост богатырский, сизая шкурка, усы как у турка) дал название первой детской библиотеке Нижнего Новгорода, а герой популярной в конце XIX - начале XX веков книги русского писателя и ученого Николая Петровича Вагнера "Сказки кота Мурлыки".

2. Основная часть

Почему же Николай Петрович Вагнер (1829-1907) писал сказки для детей? Я думаю, что семья, в которой родился и вырос писатель, повлияла на его внутренний мир. Вагнер - потомственный дворянин, провел детство на Урале, где служил тогда его отец, Пётр Иванович Вагнер. Это был образованный человек своего времени, который позднее стал профессором минералогии, геологии и сравнительной анатомии Казанского университета. В Казани, в частном пансионе, а позже во второй Казанской гимназии, получил образование Вагнер-младший. Способности отца передались сыну: в 1845 году Николай Петрович стал студентом отделения естественных наук Казанского университета. В 1849 году, с золотой медалью за блестящее сочинение Н.П. Вагнер окончил университет. В те годы он публиковал статьи на зоологические темы, был преподавателем естественной истории в Нижегородском Александровском дворянском институте. Карьера ученого развивалась успешно: в 1851 году Николай Петрович получил степень магистра зоологии, год спустя стал адъюнктом при физико-математическом факультете Казанского университета, магистром, а затем доктором наук. "Ученые записки Казанского университета" выходят в свет под его редакторством. Сенсацией в научном мире стало исследование Вагнера "Самопроизвольное размножение у гусениц насекомых", за которое он в 1863 году получил Демидовскую премию Академии наук. Блистательные исследования российского ученого стали известны в Европе: в 1869 году Вагнер был удостоен премии Бордена от Парижской академии наук. Уже, будучи почётным членом Сибирского университета, Николай Петрович становится профессором университета Санкт-Петербургского (1870-1885).
Благодаря В.П.Вагнеру, на Соловецком острове в Белом море была основана биологическая станция, директором которой он был до самого конца. Всю эту информацию можно прочитать в интернете, но я не могла пройти мимо биографических фактов, которые характеризуют Н.П.Вагнера, как человека, который прославил Нижегородский край.2Но в жизни Николая Петровича были и совершенно иные труды.

В течение 60 лет активно он занимался литературной деятельностью, написал повести, сказки и рассказы Кота Мурлыки в 5-ти и в 7-ми томах. «Сказки Кота Мурлыки» — книга Николая Вагнера была впервые опубликована в 1872 году 2. Почему сказки? Дело в том, что писатель был увлечен творчеством Ганса Христиана Андерсена. Н.П.Вагнер прочитал «Полное собрание сказок», которое было издано в середине 60-х годов в России и имело огромный успех. Н.П.Вагнер вспоминал, что, почитав многие сказки Г.-Х.Андерсена, задался вопросом, сможет ли он написать так же или у него может получиться лучше. Первое издание книги составили 12 сказок, которые он написал в течение трех лет. В книге не было иллюстраций, как говорил Н.П.Вагнер, «только буквицы». Это были, скорее, философские притчи, которые будоражили мысли и ум читателя, тем самым указывая ему пут к совершению подвига и добра. Каждую его книгу открывал эпиграф: "Буди сознание в человеке, пусть к лучшей жизни он идет!".

В книге «Сказки Кота Мурлыки» двадцать пять философских сказок и притч. Характерными особенностями сказок Н.П.Вагнера являются своеобразный мистицизм. («Мила и Нолли», «Макс и Волчок», «Песенка земли»), символизм и аллегория («Курилка», «Царевна Мелина» или «Чудный мальчик»), сочетающиеся часто с суровым реализмом («Без света», «Телепень»). Основная тема их — неизбежность горя, страдания и неустройства человеческого общества. Выходом из непрекращающейся борьбы добра со злом для автора является мистицизм и расплывчатая вера в лучшее будущее.

Так в сказке «Два Ивана» умный Иван говорит: «…подожду, подожду, пока народ честной узнает, что за штука за такая счастье да удача, да пока дуракам счастья на свете не будет!» Героями этого произведения стали два брата. Один умный, а другой дурак, впрочем как и во всех русских сказках. Но особенность вагнеровской сказки заключается в том, что у дурака все складывается как нельзя лучше: «лошадь у него каждый год жеребится, корова каждый год телится, овцы нанесут ему ягнят». А вот у умного Ивана «Со всех сторон беды да напасти. Нет ни в чем ему ни счастья, ни удачи». Но отношения братьев от этого не портятся. Умный Иван называет дурака ласково: «Дурашка». Тот, в свою очередь, обращается к брату со словами «братай», «братушка». А мне казалось, что умный должен завидовать дураку. А чего стоит философский ответ одному из покупателей лисьей тушки: «Нет, я, друг, ее не ем, а твое здоровье на нее, верно, ластится. Коли тебе бы она была не надобна, ты бы не торговал, а я не просил бы пятьдесят рублев».

3. Заключение

О сказках Н.П.Вагнера бытует много мнений: считают их далёкими и малопонятными для детей, слишком психологичными. Но тот факт, что книгу сказок переиздавали несколько раз, говорит о популярности произведения Николая Петровича Вагнера.

Беру книгу, читаю названия и решаю прочитать сказку «Котя». Мне интересно стало, кто такой Котя? Оказывается, это мальчик, который испугал зайца. А вот длинноухой умеет говорить и еще бояться. Читаю дальше и понимаю, что Н.П.Вагнер учит детей быть добрыми, отзывчивыми, заботиться о ближнем. Трусость, как оказалось, можно излечить. Сказка поучительная, благодаря ей можно познать мир не только умом, но и сердцем. А какие красивые слова использует автор: «солнечное времечко», «куничка белодушка». Для себя отметила, что некоторые фразы можно использовать как афоризмы, неслучайно сказки имеют философский смысл. Н.П.Вагнер пишет: «прежде всего надо научиться храбрым быть», «ничего за выучку не возьму!»

О сказках Вагнера бытует много мнений: считают их далёкими и малопонятными для детей, слишком психологичными. Но тот факт, что книгу сказок переиздавали несколько раз, говорит о популярности произведений Николая Петровича Вагнера.

Вырасту, обязательно прочитаю своим детям сказки Н.П.Вагнера, они помогут стать им хорошими людьми. Добрые, веселые и поучительные «Сказки Кота Мурлыки» на долгие годы станут нашими друзьями и советчиками в разных жизненных ситуациях, установят гармонию человеческих взаимоотношений, гармонию доброжелательства и милосердия.

Приложение

  1. Мистици́зм (от греч. μυστικος — скрытый, тайный) — философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме.
  2. Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
  3. Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — художественное сравнение идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. Как троп, аллегория используется в стихах, притчах
  4. СИМВОЛИЗМ — филос. концепции, построенные на основе интерпретации понятия символа как первооснования связи бытия, мышления, личности и культуры

Используемая литература:

  1. Интернет- ресурс: samlib.ru
  2. Интернет – ресурс: imhonet.ru
  3. Биографический словарь, 2001 г.
  4. Вагнер Н. П. Кто был Кот-Мурлыка? (предисловие к первому изданию). // Вагнер Н. П. Сказки Кота-Мурлыки. М.: Паллада, 1992.
  5. http://www.ngodb.ru/1/o_biblioteke/istoriya_biblioteki/
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/
Всего комментариев: 1
avatar
1 ele229 • 19:28, 13.04.2016

На мой взгляд, спорно, поскольку сейчас "Сказки..." вырваны из контекста времени...
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены