РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

Одна из ключевых задач, определенных Концепцией модернизации российского образования – повышение качества  образования.

Информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования.

Информатизация образования означает переход на использование новых средств информации. Это в свою очередь предполагает активное использование педагогическим коллективам школ  информационно коммуникативных технологий. Внедрение ИКТ, системный подход к организации работы с информацией позволяет решить множество проблем, а творческий подход определяется научным выбором лучшего из возможного. Осознанное использование приемов необходимо не только учителю, но и учащимся, необходима адаптация учащихся к новым методам работы с информацией. И когда технологическая культура учащихся повышается вместе с учительской, учитель становится организатором учебного процесса, познавательной активности учащихся. Тогда нет места пассивности на уроке ни одной из сторон взаимодействия. Если технологические возможности сопровождены соответствующей методикой использования, это делает преподавание предмета более привлекательным и может освободить от рутинной работы.

Существующие учебные пособия по методическому назначению можно классифицировать на следующие виды:

  1. Учебные базы данных.
  2. Контролирующие программы (тестирование, контроль усвоения знаний и формирования умений и навыков).
  3. Демонстрационные программы.
  4. Программы управления обучением.
  5. Электронные практикумы.
  6. Автоматические обучающие системы, поддерживающие весь цикл обучения (предъявление учебного материала, тренаж и контроль).

Для учителя ИКТ дает возможность:

рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса:

  • увеличение времени общения с учениками, что особенно важно в режиме дискуссии, а не монолога;
  • расширение информационной емкости и плотности урока;
  • соответствие требованиям, предъявляемым  не только педагогическим и ученическим коллективами  и родителями;
  • понимание своей востребованности, конкурентоспособности.

Для ученика ИКТ позволяет:

  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
  • существенно расширить возможности самостоятельной работы: заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент - можно моделировать с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов.
  • изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.
  • представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.
  • использовать компьютеры с целью индивидуального обучения и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

У учеников, которые  с трудом усваивали программы появляется интерес к урокам с использованием ИКТ, мотивация к обучению и стремление узнать больше нового, непринужденно общаются между собой.

В настоящее время существует целый ряд различных электронных учебных пособий, и на своих уроках я с большим удовольствием их применяю.

Использование цифровых образовательных ресурсов на различных этапах обучения

Этап «Объяснение»

Цветные рисунки, фото и слайд-шоу - цифровые технологии позволяют насытить урок большим количеством цветных иллюстраций, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни. Мной они часто применяются при изучении многообразия организмов.

Видеофрагменты - выполняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность использования паузы, копирования кадра, увеличения отдельного фрагмента, сопровождения его текстом, выносками; создание собственного объекта на основе кадра и т.д.). Например, я часто использую видеофрагменты по зоологии, демонстрирующие поведение животных.

3D-рисунки и модели - пространственные рисунки с возможностью изменения ракурса рассматривания, приближения и удаления объекта с эффектом увеличения заменяет собой серию рисунков, разрезов и выносок и позволяет учителю выбирать для комментария тот или иной фрагмент. Например, на уроках при изучении систем органов человека я применяю  3D-рисунки отдельных органов. Это позволяет учащимся достаточно быстро рассмотреть их строение.

Анимации короткие (упрощенные), анимации сюжетные - «ожившие картинки», аналоги традиционных фрагментов «мультфильмов», показывающие динамику тех или иных биологических процессов. Могут содержать всплывающие подписи, выделение отдельных частей, сопроводительный текст диктора. Например, на уроках я демонстрирую такие анимации как: «работа сократительных вакуолей у инфузории», «захват и проглатывание пищи земноводными», «митоз, мейоз», «биосинтез белка» и так далее.

Интерактивные модели, интерактивные рисунки - анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для имитации биологических процессов. К этому типу объектов можно отнести интерактивные таблицы (когда фрагменты могут «оживать» в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей). На уроках  с детьми мы проводим виртуальные лабораторные работы.

Вспомогательный материал – сюда можно отнести справочные и обобщающие таблицы, формулы.

Этапы «Закрепление» и «Контроль»

Задания с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры, с использованием, фото, видео и анимацией, интерактивные задания - все эти типы, обычно используются на этапе закрепления и контроля.

Часто я использую разработанные мной мультимедийные презентации. Они относятся к наиболее эффективным формам представления материала по биологии. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Презентации  позволяют более рационально распределить время урока, так как оно требуется для открытия программ или перехода на другие страницы в электронных изданиях. Мои презентации имеют именно те понятия, рисунки, видеофрагменты, анимации,  которые я хочу использовать на уроке, и находятся они в определенном порядке. Материал для презентаций я подбираю из имеющихся на рынке цифровых образовательных ресурсов, распространяемых на компакт-дисках, и использую Интернет. Мои ученики являются активными участниками педагогического процесса, принимают участие в подготовке презентаций по различным темам курса биологии и далее на уроках самостоятельно их демонстрируют.

Применяю и разрабатываю презентации с учетом некоторых правил:

  1. Презентация не должна повторять выступающего и содержать минимум текстовой информации. Если в презентации вы решили разместить полные тексты своих выводов или полное определение какого-либо понятия – не зачитывайте то, что явно и очевидно всем. Обратите внимание слушателей на экран с просьбой ознакомиться с выводами или с определением понятия. Презентация должна содержать рисунки, фотографии, видео (при необходимости), таблицы, графики и схемы. Презентация не повторяет слова выступающего, а лишь дополняет их, создавая целостную и яркую картину выступления.
  2. Не загромождайте презентацию музыкой и звуковыми спецэффектами.
  3. Информация в презентации должна быть хорошо читаема даже с последних рядов аудитории. Не мельчите, пытаясь запихнуть все в один слайд. Каждый слайд должен быть контрастным.
  4. Эффективны анимации биологических процессов, найти которые можно в электронных учебных пособиях и вставить в свои презентации. Но не увлекайтесь анимацией. Еще неизвестно на компьютере какой мощности и с какими предустановленными программами будет воспроизведена ваша презентация. Анимация может быть полезна для выделения на презентации каких-либо ключевых слов и цифр. Это привлечет дополнительное внимание к ним аудитории и позволит вам не отвлекаться на поиск этих цифр и показ указкой при анализе таблицы.
  5. Наиболее удобны презентации, в которых смена слайдов происходит по щелчку мыши. При этом вы должны четко прописать себе в текст доклада (лекции) на каком моменте выступления происходит смена слайда.

Презентации, сопровождающие научные доклады всех уровней должны быть максимально простыми. Первый слайд (титульный) содержит информацию о теме, авторе. На последнем слайде можно поблагодарить за внимание.

Некоторые свои презентации я разместила  на Учительском портале в Интернете http://www.uchportal.ru, теперь их могут загрузить себе и использовать на своих уроках учителя нашей страны. 

Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без четкого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет?

Использование ИКТ открывает новые возможности и при этом легко вписывается в стандартную методику ведения урока. Это приводит к повышению эффективности усвоения материала, активизации мыслительной деятельности учащихся, выработки у них высокой культуры умственного труда, обеспечивающей, в конечном счете, их развитие, желание и умение самостоятельно овладевать знаниями.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены