РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Социологические опросы на уроках обществознания

Социологические опросы на уроках обществознания

Автор: Баранникова Валентина Николаевна

Я работаю в школе с 1982 года. За это время школа прошла много этапов, и много нововведений прожил наш традиционный урок. Но несмотря на все изменения для меня остаются главными живые уроки, на которых мы говорим вместе - я и дети. И не важно, кто чаще и больше, главное, что они, каждый из них, говорит. Составляют из слов предложения, затем вводят в них нужные термины и понятия и учатся - учатся слушать, слышать и говорить.

Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом по применению на уроках обществознания социологических опросов, проводимых учениками.
Традиционно под термином «исследование» принято понимать систематическую познавательную деятельность, направленную на получение новых знаний, информации.

Социологическое исследование – один из способов развития и накопления социологического знания. Социологический опрос, как и любое другое исследование, играет большую роль в изучении отдельных вопросов развития общества. Он позволяет исследователю двигаться вперед, подтверждая или опровергая свои домыслы, собирать и оценивать информацию, служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью, помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо этапов в частности.

На примерах предложенных уроков я хочу показать, каким образом можно привлечь учеников к подготовке урока, мотивировать их интерес к изучению темы, разнообразить учебное занятие с использованием данных социологических опросов. Почему я часто обращаюсь именно к данной форме знакомства учеников с учебными темами, разделами обществознания? Итак, название предмета говорит само за себя: «знания об обществе», обществе, в котором мы живем и развиваемся. Почему бы нам самим не узнать о нем: чем живут окружающие нас люди, о чем думают, чем руководствуются?

Накануне изучения темы или после нее я предлагаю ученикам провести социологический опрос среди респондентов, которые имеют определенное влияние на подростков.

Например:

  • 1 группа – сверстники,
  • 2 группа – старшеклассники,
  • 3 группа – родители, педагоги.

Вопросы для исследования обучающимся младших классов я предлагаю сама, более старшие ребята их разрабатывают самостоятельно.

Социологический опрос включает в себя следующие этапы:

  • подготовительный: на этом этапе происходит разработка программы опроса;
  • основной: включает в себя проведение самого опроса;
  • завершающий: идёт обработка, анализ данных, а так же формирование выводов.

Проводя социологические опросы, наши дети учатся общаться друг с другом, находить общий язык с разновозрастными группами, воспитывают в себе уважение и толерантное отношение к окружающим, вырабатывают активную жизненную позицию. В конечном итоге расширяют свой кругозор, социализируются. Во время работы над заданием ученики получают навыки обобщать полученную информацию, анализировать ее, на основе этого анализа делать выводы, строить диаграммы, составлять проекты.

Иногда результаты опроса совпадают с их личным мнением, иной раз вызывают несогласие. В каждом отдельном случае во время урока они аргументируют все «за» и «против», высказывают свою точку зрения, дискутируют и находят ответы на волнующие их вопросы.
Конечно, роль учителя в данном споре велика. Это роль режиссера, наставника, педагога.

Баранникова Валентина Николаевна24.12.2015 5790 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar