РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование знаний и жизненного опыта учащихся в процессе формирования у них познавательной и трудовой активности.

Использование знаний и жизненного опыта учащихся в процессе формирования у них познавательной и трудовой активности.

Агеев Олег Владимирович
учитель технологии
МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца»

 

По своей психологической природе учащихся можно разделить на три группы: одним достаточно посмотреть, другим – послушать, а третьим необходимо обязательно попробовать что-то сделать, чтобы понять смысл происходящего. Проблема заключается в том, что неизвестно кто из учащихся к какой группе относится. И чтобы это выяснить, учителю необходимо при объяснении материала использовать и визуальные, и звуковые, и тактильные приёмы, чтобы выявить этих учеников, и уже в дальнейшей своей работе уделять им должное внимание. Важно также иметь всё необходимое оборудование, инструменты и материалы, чтобы в полной мере охватить весь изучаемый материал для более продуктивного его усвоения всеми обучающимися.

Ещё одной важной, на мой взгляд, проблемой является возможность находить практически любую информацию в сети Интернет. Так, при подготовке какого-либо сообщения, ученик скачивает материал, не задумывается над тем, что в нём, отражает ли он заявленную тему, а в некоторых случаях ученик узнаёт о его содержании только тогда, когда читает своё сообщение в классе. Такой подход не способствует развитию познавательной активности и является большей частью пассивным, хотя ученик мог какое-то время потратить на поиски соответствующей информации. Совсем другое дело, когда, выбирая тему своего сообщения, ученик детально подходит к проработке темы, подключает свои знания и жизненный опыт. В таких случаях ученик может вовлечь в эту тему других товарищей-одноклассников и вызвать у них развитие познавательной и трудовой активности, особенно если дело касается какого-то интересного изделия или проекта. Возможность находить информацию в Интернете создаёт у обучающихся видимость того, что они всё знают (ведь в любой момент можно найти информацию и прочитать её), на самом деле информация находится в Интернете, а не в их голове, поэтому интерес к изучаемому теряется. И ещё один отрицательный отвлекающий от процесса обучения факт – это наличие практически у каждого ученика мобильного телефона, планшета или другого подобного устройства. Ученики, даже находясь в школе и за её пределами, много времени проводят за мобильными играми, и интерес познавать что-то новое у них теряется. «Зачем делать какое-то изделие на уроке, когда нужно пройти какой-то уровень в игре», - такая позиция у многих современных учеников.

Таким образом, проблем при передаче знаний современному ученику достаточно много, а учителю необходимо добиться образовательного результата, учитывая эти проблемы.

Все ученики разные, у каждого из них имеется круг интересов и склонностей, родители учеников также работают совершенно в разных сферах. И при первом знакомстве со своими учениками  в 5 классе на уроках технологии я, как учитель, стараюсь получить информацию о склонностях и интересах своих будущих учеников, иногда удаётся выяснить, насколько широко развит их кругозор, кто что читает, чем интересуется, чем занимается в свободное время. Эта информация помогает мне в дальнейшем находить правильный подход к ученикам, говорить с ними на языке их интересов, широко использовать их знания и жизненный опыт. Например, изучая темы «Выжигание по дереву» или «Выпиливание лобзиком» выясняется, что некоторые ученики уже давно занимаются этим в домашних условиях и сами предлагают какие-то необычные рисунки для выжигания или изделия для выпиливания. Их знания увлекают других учеников, им хочется научиться делать также, а это в свою очередь, способствует формированию у них познавательной и трудовой активности. Задача учителя в таких ситуациях – не погасить огонь знаний однообразием действий, необходимо предлагать новые идеи, но в первую очередь стараться добиваться того, чтобы эти идеи исходили от самих учеников, то есть учитель должен играть роль помощника в затруднительных ситуациях, а решение должны искать сами ученики. Только в этом случае знания, полученные учениками, будут продуктивными, и, как следствие, они будут получать удовольствие от результатов своего труда.

Бывает так, что родители или родственники учеников занимаются столярным делом. И им удалось приобщить к этому занятию своё чадо. Ясно, что с такими учениками, знающими инструмент, умеющими правильно работать с ним, очень интересно и продуктивно заниматься, особенно если на этом примере удаётся вовлечь других учеников в эту работу. Также немаловажен тот факт, когда ученик по разным причинам вообще никогда никакой инструмент в руках не держал, а после курса технологии научился неплохо разбираться в инструментах и делать что-то правильно. А ещё, если он применит свои знания дома, цены не будет такому человеку. Самое главное, чтобы ученик всё делал технологически правильно и с интересом. А без знаний и жизненного опыта это практически невозможно. Поэтому правы те родители, которые отдают своих детей в различные секции, кружки. Это способствует накоплению жизненного опыта и знаний. Ведь не будет развития без действия. Поэтому развивать способность активно действовать, познавать, трудиться – это важная задача, которую должны решать и родители, и учителя, и сами ученики. Ведь если нет желания трудиться, что-то делать, тогда ни о какой активности не может быть и речи. Учитель в этом плане – это актёр, который, принимая разные образы, применяя разные действия, пробуждает в учениках эту познавательную и трудовую активность.

Особенно приятно встретить среди своих учеников людей начитанных, причём бывает так, что читает ученик не обязательно техническую литературу, а что-то другое, интересующее его. В таких случаях при выборе темы проекта я стараюсь учитывать его интересы. Например, один ученик увлекался чтением энциклопедической литературы, и на страницах одной из книг мы обнаружили чертёж изготовления перископа, это изделие и стало в дальнейшем темой его творческого проекта.

Особенно часто знания и жизненный опыт учащихся им помогают, когда они сталкиваются с проблемой, искусственно созданной учителем на уроке. Например, в 8 классе при изучении различных ручных инструментов, прошу учеников угадать название науки, занимающейся изготовлением удобных ручных инструментов. Наталкивая учеников на использование ключевых слов «рука» и «технология», они приходят к правильному ответу - хиротехника. Даже иногда устраиваю мини-соревнование, какой 8 класс быстрее разгадает этот вопрос.

Но даже у учеников с богатым жизненным опытом и багажом знаний в области технологии могут возникнуть некоторые вопросы, какие-то непонятные моменты в теме. И на данном этапе учителю необходимо вовремя сориентироваться и вовлечь учеников сначала в дискуссию, а затем в трудовую часть данного вопроса. Это может вызвать всплеск их познавательной и трудовой активности.

Также большое внимание следует уделять духу соревнования на уроке. Например, кто из учеников быстрее и качественнее изготовит изделие по технологической карте. Это также приводит к повышению трудовой и познавательной активности на уроке.

Агеев Олег Владимирович30.12.2015 4340 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar