РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Работа с семьёй по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников

Работа с семьёй по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников

Укрепление и сохранение здоровья детей – одна из ключевых задач государства. Oна регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Известно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторoв, на 20% – от природного окружения, на 7–10% – от уровня здравоохранения и на 50% – от образа жизни человека.[3]

Здоровый образ жизни формируется и в семье, и в школе. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы.

Взаимодействие учебного заведения с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Семьи разные, у каждой свои проблемы, трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации. [1]

Не многие родители откликаются на просьбу педагога к сотрудничеству. Поэтому учителю необходимы теpпение и поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных фоpм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

С целью выявления уровня осведомлённости учащихся о здоровом образе жизни было проведено исследование детей и их родителей.

Исследование показало, что у 32 % учащихся сформирован высокий уровень осведомленности о здоровом образе жизни, ученики осознают ценность здоровья, имеют представления о системности здорового образа жизни, у 40 % – средний уровень представлений о ценности здоровья, дети путают названия частей тела и внутренних органов, представления о здоровом образе жизни ограничены, неконкретны, ценность здоровья понимают, но с трудом формулируют, что надо делать, чтобы не болеть. Низкий уровень показали 28 % школьников, дети не могут объяснить, привести примеры заботы человека о своем здоровье.

В группу семей с высоким уровнем работы с детьми по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни попали 7 семей. Родители имеют достаточный объём знаний и представлений о воспитании ребенка, о здоровье в целом. В этих семьях соблюдается режим дня, питания и отдыха. Семей со средним уровнем работы с детьми 17 семей. У родителей недостаточный объём знаний и представлений о здоровом образе жизни, родители нарушают режим дня, питания, отдыха своего и ребенка. Низкий уровень показали 5 семей. Этот уровень характеризуется незнанием родителей о воспитании детей, о здоровом образе жизни. В этих семьях не соблюдается режим дня, отдыха и питания.

Далее мы выявили формы взаимодействия учителя с семьёй по формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников. Педагог пользуется традиционными формами работы с семьёй (собрания, индивидуальные встречи, телефонное консультирование).

Таким образом, уровень осведомленности детей о здоровом образе жизни достаточно низкий. Уровень работы семьи по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников на низком уровне. Педагог в работе использует ограниченное количество форм и методов работы с семьей, что является не эффективным.

Полученные результаты указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровом образе жизни, формирования у них мотивации к сохранению и укреплению здоровья и научных представлений о сущности здорового образа жизни путем использования различных форм и методов. Результаты проведенного нами исследования показали, что организация деятельности родителей (семьи) по формированию здорового образа жизни заслуживает особого внимания.

Необходимо активное включение учителей и семей в процессы образования, воспитания и развития младших школьников. Мы разработали программу работы педагога с семьёй по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни.

Цель программы: гармонизация детско-родительских отношений средствами пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей, сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи программы:

  1. Сформировать устойчивый интерес родителей и детей к здоровому образу жизни через детско-родительские отношения.
  2. Научить родителей совместному выполнению со своими детьми физических упражнений и подвижных игр.
  3. Дать основные представления о формах и методах по физическому воспитанию детей в совместной деятельности.

Программа включает в себя блоки:

  1. «Я и мое здоровье. Профилактика вредных привычек»
  2. «Я и моё здоровье. Физическая активность»
  3. «Я и моё здоровье. Правильное питание»
  4. «Я и моё здоровье. Гигиена»
  5. «Моё здоровье и моя семья»

Все эти мероприятия способствуют формированию у ребёнка знаний о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

После внедрения разработанной нами программы, мы провели повторное исследование мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников.

Для классификации детей по трем уровням использовались те же критерии, что и на констатирующем этапе экспериментальной работы.

По итогам эксперимента в группе с низким уровнем осведомленности о ЗОЖ детей не оказалось. Средний уровень осведомленности о ЗОЖ показали 55% учащихся, это значит, что количество учащихся со средним уровнем увеличилось на 3%. В группе детей с высоким уровнем осведомленности о ЗОЖ оказалось 45% учеников, это на 28% выше, чем в начале исследования.

Для классификации семей по трем уровням работы с учениками по формированию ЗОЖ использовались те же критерии, что и на констатирующем этапе экспериментальной работы.

По итогам эксперимента с низким уровнем работы семьи с учениками по формированию ЗОЖ не оказалось ни одной семьи. Средний уровень работы семьи с учениками по формированию ЗОЖ показали 52% семей , это значит, что количество семей со средним уровнем уменьшилось на 7%. В группе семей с высоким уровнем работы с учениками по формированию ЗОЖ оказалось 48% семей, это на 24% выше, чем в начале исследования.

Для выявления мотивации к здоровому образу жизни были использованы те же критерии, что и на констатирующем этапе экспериментальной работы. Результаты исследования показали, что дети считают, что вести здоровый образ жизни нужно для того, чтобы было крепкое здоровье – 51%, иметь хорошую физическую форму – 29%, быть успешным и многое иметь в жизни – 20%.

Мы выявили, что семья играет большую роль для формирования здорового образа жизни и младших школьников. Ребенок большую часть проводит дома, в семье, в кругу своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни . Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. « Дети – зеркало души» - говорят в народе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем. Здоровый образ жизни – это радость для больших и маленьких в доме. Если только родители ведут здоровый образ жизни, они могут формировать у своих детей навыки здорового образа жизни.

Библиографический список

  1. Лаптев, А.П. Береги здоровье смолоду [Текст]/А.П.Лаптев. – М.:Медицина,2010;
  2. Лебедева, Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника [Текст] / Н.Т.Лебедева. - Минск: Народная асвета, 1996;
  3. Лисицин, Ю.П. Здоровый образ жизни ребенка [Текст] / Ю.П.Лисицин. – М.,2005;
  4. Недвецкая, М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. Учебно-методическое пособие [Текст]/М.Н.Недвецкая.-М.:АПК и ППРО, 2006.
Прокопенко Дарья Александровна02.01.2016 9630 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar