РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методические приёмы обучения детей правильному обращению с инструментами на уроках технологии.

Методические приёмы обучения детей правильному обращению с инструментами на уроках технологии.

Агеев Олег Владимирович
учитель технологии
МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца»

Чтобы почувствовать мороз, необходимо выйти на улицу; чтобы научиться работать с инструментом, необходимо правильно с ним обращаться.

На уроках технологии много времени уделяется практической работе с различными инструментами. И задача учителя заключается в том, чтобы все обучающиеся научились правильно работать с каждым из них, приобрели необходимый навык работы, выполняя практическую часть, не получали травм. Добиться этих результатов можно, используя следующие приёмы.

Изучение любого инструмента начинаем с правил техники безопасности при работе с ним. Чтобы каждый обучающийся запомнил эти правила, я, в качестве проверки знаний, устраиваю опрос, беседую по пунктам правил и убеждаюсь, что одни ребята правила выучили, но не совсем понимают, другие ребята выучили поверхностно, а третья группа – вообще не открывала их. А ведь необходимо, чтобы правила знал каждый. Поэтому традиционная методика, как в русском языке, здесь не работает в полную силу и необходимы новые приёмы. Я использую стихотворную форму изложения этих правил (смотри мою статью «Использование стихотворений на уроках технологии»). А ещё устраиваю небольшие «показательные выступления»: вызываю к столярному верстаку ученика, даю ему инструмент, например, ножовку, деревянную дощечку и прошу его отпилить 10 см от края заготовки. Остальные ребята смотрят за происходящим.

Ученик должен сделать следующее:

а) надеть рабочую одежду;
б) положить ножовку на верстак зубьями от себя;
в) сделать разметку с помощью карандаша и линейки (10 см от края, например);
г) закрепить доску в зажиме верстака;
д) принять правильную рабочую позу (чтобы нога не оказалась в рабочей зоне);
е) отпилить, согласно заданному условию (техника пиления тоже должна быть правильной);
ж) по завершении работы положить ножовку на верстак зубьями от себя;
з) вынуть заготовку из зажима верстака;
и) щёткой-смёткой убрать рабочее место;
к) снять рабочую одежду и привести себя в порядок (вымыть руки, на-пример).

Если ученик ошибается, его заменяет следующий и так до тех пор, пока все пункты не будут выполнены правильно. Такой приём способствует за-креплению навыков работы с инструментом и прочному усвоению правил техники безопасности при работе с ним.

Иногда сталкиваюсь с такой проблемой: ученик спешит, не придерживается принятой технологии. Приходится многократно поправлять и разъяснять таким ученикам, добиваясь правильной техники работы с инструментом. Например, при выпиливании лобзиком, пилка его всё время должна рас-полагаться вертикально, а обучающиеся, поначалу, её наклоняют, возможно, путая с ножовкой. Поэтому очень важное место необходимо уделять технике работы с инструментом, особенно с тем, который обучающиеся изучают впервые. Здесь учителю предстоит приложить немало усилий, но зато в итоге обучающийся раз и навсегда запомнит это, и будет работать правильно. Иначе, в дальнейшем, неправильная техника может привести к травме или к по-ломке инструмента.

Особое место следует уделять методике обучения работе на станке. В нашей школьной мастерской имеется токарный станок по дереву СТД-120М. Сначала мы изучаем части станка теоретически, с помощью плакатов, рисунков, схем. Затем находим эти части на реальном станке. Потом изучаем принцип его работы и основные правила безопасной работы на нём. Далее следует обязательная проверка знаний обучающихся. Это может быть тестирование, опрос или игровая форма. И только после того, как все обучающиеся усвоят должным образом теоретический материал, мы приступаем к практике. Сначала учимся включать и отключать станок. Затем изучаем правила закрепления заготовки, многократно повторяя эту операцию. После этого учитель показывает основы работы на станке, акцентирует внимание на безопасной работе с обязательным использованием защитных очков. Потом каждый обучающийся пробует выполнить операцию точения на станке. Учитель постоянно должен находиться рядом с ним. Замечаю, что иногда у обучающегося возникает испуг, и приходится ещё несколько раз показывать и объяснять азы работы. Это необходимое условие. И, попробовав, делая всё по правилам, обучающийся убеждается, что бояться нечего и выполняет задание. В противном случае эти обучающиеся никогда не научатся работать на станке, а если и подойдут к нему, то могут получить травму. А это недопустимо.

Поэтому важно постепенно, без спешки обучать любой работе. Только в этом случае и учитель, и обучающиеся будут испытывать искреннюю радость от своей плодотворной и качественной работы. Навык, полученный обучающимися, пригодится им во взрослой жизни.

Агеев Олег Владимирович14.01.2016 5080 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar