РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогические приёмы работы с книгой, способствующих формированию познавательных и коммуникативных УУД на уроках литературы

Педагогические приёмы работы с книгой, способствующих формированию познавательных  и коммуникативных УУД на уроках литературы

Автор: Крюкова Наталия Валерьевна

Многие годы мы гордились тем, что Россия была самой читающей страной в мире, чтение считалось хорошим тоном, признаком интеллигентности, образованности. К сожалению, уже в нескольких поколениях российских семей книга не значится сегодня в приоритетных духовных ценностях, а если не читают взрослые, то и детей они к этому приучить не могут. Психологи, педагоги, утверждают, что не читающий ребенок - это не только препятствие к становлению личности, но и огромный риск для общества, поэтому объявление президентом РФ Года литературы в 2015 году «в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению» стало очень своевременным шагом.

В школе всегда отводилась значимая роль работе с книгой, а в связи с внедрением ФГОС она не только не потеряла актуальность, но и возросла. В начале года я определила тему методической работы: Изучение педагогических приёмов, формирующих познавательные и коммуникативные УУД на уроках литературы. И началась работа. Изучая опыт коллег, я находила интересные приёмы в различных современных педагогических технологиях и апробировала их на своих уроках. Старалась применять именно те, которые связаны с поиском информации в книге, в учебнике, в литературоведческом словаре или в энциклопедии, так как ученики плохо умеют ориентироваться в текстах, а эти универсальные действия пригодятся им в старших классах.

Очень удачно, например, я применяю приёмы педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) Например, на этапе формирования новых знаний, я предлагаю учащимся несколько цитат по ещё не изученному произведению. Они отмечают «ложные» и «верные» утверждения, опираясь на читательский опыт, обязательно с опорой на текст. Таким образом, ученики находят значимые моменты в портретной характеристике героев, в сюжетной линии произведения, учатся внимательно читать. Приём «Верите ли вы…» удачен при знакомстве с жизнеописанием автора. После демонстрации фотографии или портрета писателя, я предлагаю оценить утверждения.

Например, при знакомстве с биографией А.Н.Островского ученики размышляют над фразами: А.Н Островского назвали «Колумбом Замоскворечья»; он окончил филологический факультет Московского университета; служил секретарем в суде; по его пьесе снят фильм «Жестокий романс». Желание учеников узнать ответ заставляет их с большей осмысленностью и внимательностью отнестись к чтению учебной статьи.

На этапе завершения изучения произведения, удачно использовать приём составления кластера. Смысл этого приема заключается в систематизации имеющиеся знания по той или иной проблеме. Ученик записывает в центре листа значимое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Также на этом этапе удачно применять приём написания синквейна. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Его составление требует от ученика в кратких выражениях сформулировать учебный материал, информацию, «пропустить» её через своё восприятие. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Правила написания синквейна таковы:

  • В первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
  • Вторая - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
  • Третья - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  • Четвертая - целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью него ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в рамках с темы.
  • Пятая – это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение.

Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной. Удачным является применение метода проектов при изучении художественного произведения, литературно- критических, биографических статей. Чаще я использую краткосрочные проекты группового характера, обязательным условием при их выполнении является опора на текст.

Наиболее успешными проектами считаю: инсценировку ключевых сцен произведения, составление «журнала о творчестве писателя» и его представление, составление эскизов памятников авторам или героям художественных произведений (место установки, из какого материала выполнен, как выглядит, какой символ может быть изображён, какие слова могут быть помещены на постаменте и т д.). Все работы проходят обязательную публичную защиту, для подготовки которой, так или иначе, учащиеся обращаются к книге или учебнику.

Какие бы педагогические приёмы мы не использовали в своей работе, но роль книги в школе, на мой взгляд, остаётся значимой и неоценимой. Книга - важный инструмент в моей работе.

Крюкова Наталия Валерьевна06.01.2016 5390 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar