РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Повышение уровня учебной информации в обучении информатике

Повышение уровня учебной информации в обучении информатике

Автор: Каричева Азалия Рамилевна

Одним из направлений повышения уровня усвоения учебной информации является внедрение интерактивных методов обучения. На сегодняшний день недостаточно используется интерактивные методы обучения в учебных целях. Е. А. Марон считает, что основная причина этого лежит, прежде всего, в отсутствии адекватных методик применения и массового опыта использования интерактивных методов обучения как средства развития самостоятельности.

Существует множество различных классификаций уровней усвоения учебной информации. В своей работе я остановилась на классификации по В.П. Беспалько. Он разграничил репродуктивный и продуктивный виды деятельности и рассмотрел их структуру с точки зрения самостоятельности выполнения, отсюда можно выделить следующие уровни усвоения учебной информации: понимание, узнавание, воспроизведение, применение и творчество.

Под «интерактивными методами» понимаются методы, характеризующиеся двусторонним обменом информацией между обучаемыми и преподавателем, и способствующие более активной и творческой работе учеников, раскрывающей их потенциалы. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности школьников в процессе обучения.
Рассмотрев различные подходы классификации интерактивных методов обучения, я выяснила, что такие авторы как М. Новик, А.М. Смолкин делят интерактивные методы обучения на две большие группы неимитационные и имитационные. В свою очередь некоторые авторы, такие как А.А. Вербицкий, Ю.С. Арутюнов делят имитационные на две группы: игровые и неигровые.

Неимитационные, которые используются в рамках традиционных форм учебной деятельности. Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие имитационной модели изучаемого процесса или деятельности. Имитационные (игровые и неигровые), применение которых связано с использованием в учебном процессе новых форм обучения.
Для подтверждения исследования мною был проведен педагогический эксперимент с обучающимися 9-х классов в МАОУ СОШ № 6. 9 А класс был контрольной группой, 9 Б класс – экспериментальной. В контрольной группе уроки проводились по традиционной форме, а для экспериментальной группе мною стали разрабатываться серии уроков с применением интерактивных методов обучения, для повышения уровня усвоения учебной информации.

При изучении темы «Графические редакторы» я использовала метод проектов. Предложила группам одну из тем: «Растровый или векторный графические редакторы», «Инструменты рисования растрового или векторного графических редакторов». Для этого дала время на создание проекта, т.е. разработка темы проекта, изучение материала, моделирование, разработка стратегии и планирование. В заключение мероприятия была защита проектов, анализ и рефлексия. Подведением метода проектов по данной теме были ответы на такие вопросы как: Какие графические редакторы лучше? Можно ли вообще их сравнивать? и т.д.

При изучении темы «Моделирование» можно предложить метод «Совместного проекта», для этого учащихся требуется разделить на три группы.

Каждой группе предложено составить описание «Планеты Земля»:

  • первой группе с точки зрения математики;
  • второй группе с точки зрения русского языка;
  • третьей группе с точки зрения изобразительного искусства;

При изучении темы «Системы счисления» мною была разработана деловая игра. В которой обучающиеся были поделены на 2 команды и каждой команде были даны определенные задания по системам счисления: перевод из одной системы в другую, арифметические операции в двоичной системе счисления, а также кроссворд на основные понятия.

В целях выяснения результативности методики, в конце формирующего эксперимента была проведена контрольная работа по теме «Кодирование графической информации».

Контрольную работу выполняли 33 обучающихся 9-х классов, по 16 и 17 учеников из каждого класса. Результат таковы: в контрольной группе результаты изменились, но не так сильно, в среднем до 10% повысились 3 уровня узнавание, воспроизведение и применение, один обучающийся достиг уровня творчества, а низший уровень – понимание снизился до 13%, когда было 50%. В экспериментальной группе явно выражены результаты эксперимента, у 6 обучающихся четвертый уровень, т.е. уровень творчества, составил 29%, когда в начале эксперимента обучающихся данного уровня не было. Выросло также количество человек уровня применение 41%, уровень воспроизведение 24%. Уменьшилось количество уровня узнавания 6%, когда было 23% и исчезло количество учащихся уровня понимания, т.е. нулевой уровень. Как показали результаты проведенного мною исследования уровень усвоения учебной информации в экспериментальной группе повысился, после того как на уроках информатики стали применяться интерактивных методы обучения.

А также в ходе исследования был проверен один из компонентов учебной деятельности – это мотивация по методике Т.Д. Дубовицкой. Мотивация учащихся на начало эксперимента была примерно одинаковая. В контрольной группе до эксперимента у 87% опрашиваемых наблюдалась внешняя мотивация, у 13% – внутренняя мотивация. После эксперимента у 81% опрашиваемых наблюдалась внешняя мотивация, у 19% – внутренняя мотивация. А в экспериментальной группе внутренняя мотивация увеличилась с 12% до 35%, а внешняя мотивация у опрашиваемых понизилась 88% до 65%. Таким образом, в экспериментальной группы (9Б класс) после проведенного эксперимента уровень мотивации повысился, а в контрольной группе (9А класс) они почти не изменились. Как показали результаты интерактивные методы обучения способствуют повышению не только уровня усвоения учебной информации, но и мотивации учащихся.

Каричева Азалия Рамилевна16.01.2016 5400 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar