РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Социально-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями

Социально-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями

Фролова Ю.В.
социальный педагог
МБОУ СОШ № 21 г.о.Коломна

Все люди мечтают о счастливой судьбе - об образовании, любимой работе, замечательной семье, своей востребованности. Реальность же нередко вносит коррективы в эти мечты. Одно из самых тяжелых его испытаний - утрата здоровья и связанная с ним инвалидность. В любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это люди, имеющие какие-то отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Они выделялись в особую группу, и в обществе и в государстве складывалось особое отношение к ним. Сегодня проблема отношения к людям с ограниченными возможностями становится все более актуальной вследствие того, что их число, как во всем мире, так и в России, имеет устойчивую тенденцию к увеличению.

Инвалидность в детском возрасте – это состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи и надзоре.

На положение детей с ограниченными возможностями влияют следующие факторы:

  • медицинские
  • психологические
  • биологические
  • социальные

Социальный педагог решает проблемы, связанные с социальным фактором, в частности, социальной реабилитацией детей с ограниченными возможностями

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями должна обязательно носить комплексный характер, включая педагогические, социальные, юридические, медицинские, психокорректирующие и другие мероприятия.

Только комплексная реабилитация, с участием в ней команды специалистов и семьи дает возможность успешной социализации личности ребенка с ограниченными возможностями.

Программа реабилитации – это система мероприятий, направленных на развитие возможностей ребенка и всей семьи, которая разрабатывается вместе с родителями, классным руководителем, социальным педагогом, педагогом-психологом.

Такую систему мероприятий необходимо разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и его семьи, с учетом состояния здоровья и особенностей развития ребенка, а также потребностей и возможностей семьи.

Данная работа имеет несколько уровней:

  • Первый – микроуровень. На этом уровне реабилитации изучается сам ребенок. Эта работа проводится совместно с медицинским работником и психологом.
  • Второй уровень реабилитации – мезоуровень. На данном уровне ребенок с ограниченными возможностями рассматривается в рамках его социального окружения, семьи, сверстников, школы. Цель мезоуровня – развитие у него коммуникативных навыков, умения и желания общаться с окружающими людьми.
  • Третий уровень – макроуровень. Он предполагает рассмотрение ребенка в рамках всего социума. Основная цель уровня, как и всего процесса реабилитации –его социализация.

Задачи социально-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями:

  • обеспечение детей возможностью вести образ жизни, соответствующий возрасту;
  • максимальное приспособление ребёнка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, участия в общественно полезном труде;
  • содействие в профориентации, профобучении и трудоустройстве;
  • проведение специальной работы с родителями ребёнка – воспитание у родителей отношения к ребёнку как равноценному члену семьи;
  • оказание посреднических услуг по привлечению необходимых специалистов к работе с ребёнком;
  • информирование родителей об имеющихся правах и льготах, помощь в их обеспечении и защите.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

У семьи, в которой растёт ребёнок с отклонениями в развитии, множество проблем: незнание родителями проявлений различных отклонений в развитии, перспектив развития ребёнка, страх за его судьбу, когда они не могут его уже опекать; решение об отказе от больного ребёнка и помещение его в стационарное учреждение. С появлением ребёнка-инвалида возникают многие проблемы материального характера и социального статуса родителей, осложняется взаимосвязь семьи и общества. Ситуацию ухудшает отсутствие или недостаточность социальной и морально-психологической поддержки таких семей.

Направления работы социального педагога с семьей, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями:

  • выявление детей, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения;
  • установление профессиональных контактов с территориальными ассоциациями, общественными организациями родителей, имеющих детей-инвалидов;
  • содействие в оказании материальной и бытовой помощи семье;
  • организация контактов с образовательными учреждениями, содействие в предоставлении образовательных услуг;
  • помощь в организации оздоровительного отдыха родителей совместно с детьми в санаториях, семейных пансионатах, домах отдыха;
  • содействие в открытии реабилитационных, досуговых, специализированных центров для детей-инвалидов.

Таким образом, на наш взгляд, решение проблемы детской инвалидности в современном обществе следует проводить в следующих аспектах:

  1. Профилактика детской инвалидности, включающая комплекс мер медико-генетической, медико-психологической работы.
  2. Социальная реабилитация детей-инвалидов, предполагающая изменение существующей системы учреждений для детей-инвалидов в соответствии с объективной необходимостью и международными нормативами.
  3. Изменение в общественном сознании негативных установок по отношению к инвалидам.

Мы, как социальные педагоги, должны уделять удвоенное внимание и заботу о детях с ограниченными возможностями, чтобы они никогда не чувствовали себя несчастными и одинокими.

Следует отметить, что только совместная работа социальных работников, педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.

Фролова Юлия Владимировна02.02.2016 7240 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar