РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Рефлексивный отчет по одному уроку запланированной серии последовательных уроков по информатике

Рефлексивный отчет по одному уроку запланированной серии последовательных уроков по информатике

Обучаясь на первом этапе «Лицом к лицу» курсов повышения квалификации учителей третьего (базового) уровня, я поняла, что современный урок это когда ученик учится сам и учит других, учитель создает все условия для саморазвития ученика, сотрудничества, сотворчества. Развиваются не умения и навыки, а внутренний мир человека, представленный сознанием, которое и определяет качество мышления, знаний, поведения, деятельности.

В рефлексивном отчете мной проанализирован первый урок серии последовательных уроков по теме «Текстовый редактор». Содержание проведенного мною урока позволяет опираться на уже имеющиеся знания и одновременно закладывать фундаментальные знания, которые необходимы для других разделов информатики. Содержание отобранного материала соответствует базовому уровню преподавания предмета. Для внедрения идей семи модулей я выбрала 5 класс (первый год обучения), который имеет средний уровень подготовленности. Почему именно этот класс? Я выбрала именно первый год обучения, для того чтобы учащиеся увидели разницу между традиционным уроком и уроком творческого характера, увидели то, что процесс обучения для учащихся может быть интересным и креативным.

Свой урок я начала с организационного настроя. Прочитала доброжелательный стих, в котором говорилось о положительном настрои на весь урок. Я с детьми встала в круг и предложила им улыбнуться друг другу, взяться за руки и сказать друг другу пожелания на урок, дети по часовой стрелке произносили друг другу пожелания.

Вначале детям говорить пожелания было сложно, т.к. некоторые стеснялись, не все могли подобрать нужные слова, не хотели говорить пожелания отдельным ученикам, но ободрив детей словом и сказав о значимости добрых взаимоотношений, я помогла отдельным учащимся почувствовать себя увереннее и настроила класс на дружеские взаимоотношения. После чего дети настроились на предстоящую работу. Этот этап урока, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока. Потом я представила ученикам презентацию с наводящими вопросами. Учащиеся сами должны были назвать тему урока и его цели. Цели урока - ученики должны знать, о процессе работы с простейшим текстовым редактором, понимать критерии классификации компьютеров, размышлять о роли компьютера в современном мире.

Для последующей работы я использовала технологию критического мышления, я разбила класс на группы, разделила детей на группы с помощью разрезанных геометрических фигур (Стратегия «Геометрические фигуры»). При формировании групп, некоторые учащиеся отказывались работать в той или иной группе. Не все дети были готовы работать друг с другом из-за личной неприязни. Мне пришлось напомнить учащимся о важности доброжелательных взаимоотношений в классе, важности диалога, работы в группе. Это было важным для продолжения работы, потому что «диалог занимает центральное место на уроке, способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении».

В одну группу попали дети с более низким уровнем знаний, они нервничали, не хотели работать в этой группе друг с другом, просили, чтоб я им разрешила перейти в другую группу, они не сразу включились в работу. Я объяснила детям, чтобы вовлечь в работу группы всех детей, им нужно задавать друг другу вопросы, обмениваться мнениями, своими знаниями, пользоваться ресурсами, на пример телефон, планшет которые помогли бы им в устранении пробелов в их знаниях, чтобы одни ученики объясняли и помогали другим, что нужно работать сообща. Ещё одной трудностью было то, что ученики не могли правильно распределить время, не могли выделить важное, главное, еще не умели задавать друг другу вопросы более высокого порядка. После разделения по группам, предложила ознакомиться с правилом работы в группе, распределить роли в группе.

Следующим этапом моего урока была актуализация знаний учащихся. Здесь я использовала идеи модуля «Обучение через диалог». На данном этапе была организована проверка знаний по вопросам:

Мозговой штурм.

Чтение с пометками: Выделить из текста основные правила ввода текста. Внимательно изучить правила перемещения текста.

Попробовать сформулировать ответы на вопросы.

Ответив на вопросы, постарайтесь определить тему и цель урока. Вопросы для обсуждения на интерактивной доске, флипчарт. Группам дано задание: вспомнить все, что знают о компьютерах и составить кластер. Вопросы составлены с учетом возрастных особенностей учащихся.

Вопросы 1 группе:

  1. Что такое компьютер?
  2. Какие функции выполняет компьютер?
  3. Может ли компьютер выполнять действия без программы?
  4. Какие компьютерные программы вы знаете?
  5. Где и как применяется компьютер?

Вопросы 2 группе:

  1. Какими бывают компьютеры?
  2. Почему компьютер называется персональным?
  3. Как называется компьютер, который поддерживает работу компьютерной сети?
  4. Как называют большие компьютеры?

При выполнении данного задания, возникли трудности, учащиеся не знали, как составляются постеры, поэтому на данный этап урока, пришлось увеличить время для объяснения, что я возьму на заметку при составлении последующих уроков, с использованием элементов критического мышления. Но, несмотря на то, что ученики не были знакомы с технологией составления постеров, в результате они правильно представили информацию, о компьютерах и я сделала вывод, что они имеют достаточный уровень знаний для продолжения изучения темы.

Далее ученики проявили все свои коммуникативные способности, а так же показали уже имеющиеся знания по данной теме. Работа в группах проходила продуктивно, ребята обсуждали, но при этом не всегда приходили к единому мнению. Наблюдая за работой в группе, я поняла, что не все ученики работали в группе, для работы в группе необходимо ученику уметь приспособиться к темпу работы других членов группы, он должен правильно понимать их, ясно формулировать свои мысли и желания, соотносить их с задачами, которые должна решить группа.

Все это способствует саморегуляции, ведь в любом классе есть менее активные дети, которым трудно раскрыть себя. Для меня важно организовать групповую работу так, что бы обеспечить достаточным количеством заданий. Причем задания должны увлекать и вовлекать в процесс обучения.

После чего группы менялись составом, и каждый предоставлял свою информацию в уже обновленной группе. Шел обмен информацией. В ходе обсуждения групповых работ шло диалоговое обучение, я направляла учеников в ходе обсуждения, так как понимала, что диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся развивать свое собственное мышление и способствует интеллектуальному развитию. Когнитивное же развитие происходит в процессе социального взаимодействия. Ученики лучше и легче обучаются при условии, когда имеется возможность диалогового общения. Но я заметила, что подчас групповая работа была не достаточно эффективной. И я, проанализировав ситуацию, поняла, что большинство учеников нуждается в обучении тому, как разговаривать и работать вместе. Простого предложения работать вместе не достаточно, необходимо помочь понять, что беседа, это взаимный процесс продвигают обучение ученика вперед.

Следующим видом работы было изучение нового материала, работа в парах, работа с учебником, необходимо дополнить кластер о компьютерах новыми терминами прочитав страницы 31-34 учебника, (стратегия INSERT), данный этап работы также проходил в форме диалога, что способствовало развитию мышления у детей через диалог.
«Дети являются активными обучающимися, которые формируют своё мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия». При групповой работе учеников сразу ощущается разница, нежели они бы работали в стандартной форме работы. На уроках с новыми подходами присутствовал свободный стиль общения, доброжелательное отношение. Работа в группах показала результат: способность быстрого восприятия информации, высокие темпы выполненных заданий. Ученики А помогали ученикам В и С при изучении нового материала. Все учащиеся узнали о компьютере как универсальной вычислительной машине.

После завершения работы в группах, спикеры команд вели защиту своих работ. Анализ показал, что все группы учеников дополнили новой информацией свои постеры. Однако, я сделала вывод, что предстоит научить учеников более детально анализировать информацию учебника и выделять ключевые идеи.

При защите постеров шло взаимное формативное оценивание. Демонстрируя знание по данной теме, ученики сравнивали свои работы, происходило самооценивание, две звезды, пожелание. «На уроке мне было важно и интересно, сегодня на уроке я понял, хотелось бы узнать». На этом этапе шло формативное оценивание.

Анализируя организацию групповой работы, сделала вывод о том что, диалог в группе дает эффективный положительный результат на всех этапах урока, способствует развитию социального взаимодействия между учащимися, навыкам общения и решения проблем, а так же стимулирует к активному участию в собственном обучении.

Диалог очень помог ребятам: повысилось ораторское искусство, осмысление, осознание учениками информации, обоснованность.

При проведении запланированного второго урока, согласно среднесрочному планированию акцентирую внимание на то, чтобы учащиеся учились задавать и отвечать на вопросы высокого и низкого порядка. Уметь задавать вопросы является очень важным. Оно поощряет самостоятельный поиск ответов, а также побуждает школьников задавать свои собственные вопросы. Школьники с большей вероятностью станут заниматься самостоятельно, потому, что им интересен поиск ответов на задаваемые вопросы; школьники должны видеть взаимосвязь между изучаемым школьным предметом и реальным миром – это может изменить их взгляд на сам процесс обучения. Проблемные вопросы помогут школьникам понимать новые понятия, концепции с помощью анализа и размышлений.

В середине урока, так как в силу возраста дети устают от мыслительной деятельности, с целью, чтобы дети не потеряли интерес к уроку, проводилась физминутка, после которой учащиеся уже в настроении принялись опять за работу.

На стадии рефлексии было предложено дифференцированное задание, каждому члену группы составить синквейн на тему: «Компьютер » причем задание было одинаковыми. Мною были озвучены правила составления синквейна, критерии оценивания. На данном этапе ученики осмысляли полученные знания, как текущего урока так и предыдущих. Данное задание предоставило возможность оценить уровень осознания содержания пройденного материала каждым учеником, соединить имеющееся знание и осмыслить новое.

При выполнении данного задания ученики проявили разную степень активности. Не смотря на то, что задание было самостоятельным и направлено на проверку усвоенных знаний, я наблюдала, что в группе шла взаимопомощь. Я не стала этому мешать, так как посчитала, что лучше усвоенные знания, таким образом, чем ничего. Я увидела, что у многих учащихся начали развиваться способности самоконтроля, особенно это проявлялось у учащихся с низким уровнем обученности. По окончании самостоятельной работы шла взаимопроверка по критериям. В завершении ученики получили домашнее задание и оставили отзывы на стикерах. Было приятно слышать как дети, выходя из класса делились своим мнением, что было им интересно, например: классно быть наблюдателем, спикером. После проведения урока учащиеся только и говорили, сравнивая на других уроках о проведенном уроке информатики. Коллегам стало интересно, что же такого произошло на уроке информатики, что дети так бегут на урок информатики и обсуждают всю перемену?! Классный руководитель класса, перед началом второго урока, сообщила мне, что учащиеся ее класса все неделю спрашивали, будет ли урок информатики на следующей неделе?! Это был самый аргументированный мотив для моих коллег, что бы проводить уроки другого формата, а для меня, мотив, чтобы все изменилось – измениться мне самой. Ведь недаром говорят: «не все изменения в жизни к лучшему, но все изменения - это движение вперед!». Именно поэтому я решила для себя, что теперь мой взгляд на преподавание кардинально изменится.

Применение различных методов и приемов обучения способствовали совершенствованию самостоятельности, критичности мышления, положительной мотивации к обучению. Использование новых подходов внесли разнообразие в процесс обучения, расширили кругозор, помогли в развитии творческих способностей учащихся, создали благоприятную психологическую атмосферу, вызывали «ситуацию успеха» у ученика, в которой ученики реализовали свои способности и возможности, понимание детьми процесса обучения.
Мною применялись разнообразные задания, так как в классе находятся дети с разной степенью мотивации к обучению, создавались такие условия, которые бы способствовали взаимному сотрудничеству.

При применении разноуровневых заданий на этапе рефлексии мне позволило вовлечь в активную познавательную работу малоактивных учеников, наиболее полно раскрыть потенциал одаренных детей. На данном уроке каждый ученик занимался конкретной деятельностью, получил свой результат и это очень важно, так как только через осознанную деятельность ребенок учится чему либо. Достаточно эффективным приемом на уроке была диалогическая беседа. Вопросы, которые задавались учащимся, были подобраны таким образом, что позволили мне создать атмосферу сотрудничества, способствовали развитию мышления. Я поняла, что важным моментом является правильная организация урока, подбор методов и приемов проведения урока. Только при таком подходе возможно добиться прогресса ученика.

По результатам проведенного урока. На следующий урок я планирую, с целью удержания интереса к обучению, поменять игру на сплочение коллектива. А также изменить на уроке стратегии, соответствующие критериям следующего урока. Более творческого характера. Что бы ребята проявили свое творчество. Изменить вид рефлексии для того, чтобы учащиеся в течение 4 уроков обучились различным видам рефлексии и оценивания, так как были все-таки проблемы с устной речью, планирую включить больше беседы, обсуждений в паре с целью дальнейшего раскрепощения личности. Хочу ввести опрос домашнего задания не в виде вопросов и учебных заданий, а виде дерева, которое дает возможность узнать знания каждого и степень усвоения пройденного материала.

«Учителя, которые знают цели обучения и критерии успешности урока, знают, в какой степени они соответствуют этим критериям со своими учениками, и знают, что делать далее для устранения пробела между имеющимися знаниями и осознанными учениками эталонами успешности: Куда двигаться дальше? Как действовать? Что делать далее?». Это и будет успехом обучения учителя.

Поэтому нам, учителям, нужно рисковать, делать правильный выбор стратегии и просто самосовершенствоваться!

Использованная литература:

  1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. - Третье издание: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014.
  2. Учебная программа по предмету «Информатика» (Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан)
  3. Учебник: Информатика 5-класс. Е.А.Вьюшкова,Н.А.Параскун Атамұра – 2013
Тлеубаева Асель Султангалиевна16.02.2016 10870 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar