РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка

Токкожина Дана Казакбаевна

Токкожина Д.К.
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» Института повышения квалификации педагогических работников по Северо-Казахстанской области»,
г. Петропавловск, Казахстан

Президент Республики Н.А.Назарбаев в Послании народу Казахстана: «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» отметил, что наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев, и обозначил задачу для системы образования: «Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыков критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации.» Для этого требуется совершенно новое качество обучения на всех образовательных уровнях, и учитель является критически важной фигурой в данном процессе. Современный мир характеризуют как быстроменяющийся, сложный, динамичный. Перед человечеством возникает множество проблем как локального, так и глобального характера, требующих неотложных решений и безотлагательных действий.

Государственная политика в области образования и стратегия развития системы образования направлены на повышение качества обучения, создание условий для творческой педагогической деятельности, внедрение современных инновационных технологий в учебно – воспитательный процесс. В этом контексте на педагогов возложена задача модернизации образовательного процесса с учетом новейших достижений науки, техники и технологий. Реализация обозначенных задач напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности учителя, его способности быстро интегрироваться в инновационные процессы. Речь идет не только о новых подходах в обучении, но и в изменении мышления учителя, его идей, взглядов в целом на образование, должно прийти осознание огромной ответственности за будущее образования в стране.

Сегодня ясно, что для активной жизни в современном динамично развивающемся мире учащимся необходимо прививать навыки 21 века, это навыки критического мышления, конструктивистский подход к решению задач и умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Американский философ и педагог Джон Дьюи считает, что критическое мышление возникает, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой. По мнению Дьюи, фокусирование на этих проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. Из этого следует, что при подготовке к занятиям учитель должен определить круг стоящих перед учениками проблем, а в дальнейшем, когда ученики будут к этому готовы, помочь им сформулировать эти проблемы самостоятельно. В результате такой деятельности ученики проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем. Собирая данные, анализируя тексты, сопоставляя альтернативные точки зрения и используя возможности коллективного, они ищут и находят ответы на волнующие их вопросы. Функция учителя в том, чтобы сделать этот процесс осознанным, построить занятия таким образом, чтобы учителя сами научились относиться к своему преподаванию критически, постоянно размышляли по поводу своей деятельности.

Критически мыслить, т.е. ставить перед собой проблему и постоянно самому искать ответ на нее, выдвигать альтернативы и уметь защищать свою точку зрения. Вот уже некоторое время я работаю по программе «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Что меня привлекает в этой программе? Критическое мышление – это прежде всего центрированный подход в обучении, ориентированный на ученика, на его развитие, на развитие самостоятельной критически мыслящей личности, на развитие ученика – исследователя, на самореализацию его «Я», на развитие творческого потенциала ученика, который сможет применить полученные знания в дальнейшей жизни, и который легко сможет ориентироваться в окружающем мире.

Системно используя на уроках английского языка стратегии критического мышления, я и мои ученики получают большое удовлетворение от самого процесса обучения и его результатов. Вовлеченные в процесс критического мышления, ученики самостоятельно добывают знания, исследуют, вместе выдвигают идеи и концепции различными способами, активно участвуют в критическом анализе, синтезе новых знаний, переносят ЗУН в новые реальные ситуации повседневной жизни, творят, развивают доверие к самим себе и понимание ценности собственных мнений и идей, относятся с уважением к мнению других. Работа в группах развивает такие качества как: сотрудничество, доброжелательность, ответственность каждого и чувство коллективной ответственности, толерантности. Для формирования и развития критического мышления возможно использовать парную и групповую работу. Одной из успешных форм считаю работу в группах. Целью организации групповой деятельности является развитие критического мышления учащихся. Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия, позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе.

Организация групповой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для ее реализации, осуществлять контроль по ходу выполняемой работы и умение оценивать полученные результаты. Все эти процессы относятся к саморегуляции учебной деятельности самими учениками. Групповая форма учебной деятельности предполагает включение учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Ученики с высокими учебными возможностями, успешно справляясь с заданием, помогают менее способному уяснить непонятное, наблюдая за его работой, предупреждает появление ошибок, в результате он сам усваивает материал глубже, основательнее.

Технология критического мышления предлагает определенные методы, стратегии и приемы в пошаговой реализации каждого этапа занятия. Познавательный процесс должен пройти три этапа: побуждение, осмысление и рефлексия. При проведении этапа побуждения, в основном, на своих уроках стараюсь использовать проблемно – эвристический метод, так как на этом этапе происходит актуализация того материала, который они уже знают, пробуждается интерес к восприятию нового материала. На этой стадии чаще всего использую стратегии: мозговой штурм, кластеры, снежный ком, ассоциации. Ассоциации – стратегия, которая побуждает думать свободно и открыто по той или иной теме. В большинстве случаев, это стратегия для получения доступа к своим собственным знаниям, пониманию и убеждениям. Особенно хорошо помогает этот метод тем, кто не хочет писать или не может начать писать. Методика по стратегии «ассоциации» используется мной как на стадии предположения/ воспоминания, до того, как тема будет тщательно изучена, и также как способ подтверждения того, что было изучено. Этот прием мне, учителю иностранного языка, очень важен, так как позволяет учащимся расширить лексический материал по той или иной теме, понятию, грамматическому явлению, развивает коммуникативную деятельность учеников.

Опираясь на свой личный опыт, на свои имеющиеся знания, ученики находятся в постоянном поиске лексических единиц и модальных фраз к определенным словам и понятиям. Все ученики заняты процессом мышления. Каждый ученик или группа старается как можно больше написать ассоциаций, что для них является большой мотивацией в обучении. Ученики пишут свободно, увлеченно.

Для того, чтобы способствовать формированию нового формата мышления, способствовать развитию критического мышления, необходимо создать на уроке такие условия, чтобы получив информацию, ученик сам мог ее осмыслить, пропустить через собственное понимание и прийти к выводу. К сегодняшний выпускник школы должен уметь работать с различной информацией, анализировать, обобщать, самостоятельно критически мыслить, уметь самостоятельно приобретать знания; искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Применений стратегий критического мышления на уроках иностранного языка позволяет учащимся проявлять свои знания и развивать навыки в микрогруппе, формировать навыки монологической речи, умения анализировать, формировать навыки составления диаграмм, работать с текстами.

На этапе осмысления, где непосредственно происходит работа с текстом, идет направленное чтение, при котором ученики заполняют таблицы, диаграммы, используются методики чтения с остановками, метод помет, ролевые игры, сравнение собственного рассказа с истиной. Составление пятистиший, работа по стратегии ЖИГСО, использование семи модулей Программы уровневых курсов помогают успешно работать школьникам, так как активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестает быть «сосудом», который мы наполняем, а становится активным участником образовательного процесса. Использование этих методов дает возможность каждому ученику толчок к постановке новых вопросов и путей их решения.

Также во время фазы осмысления целесообразно задавать вопросы. Но необходимо задавать разные виды вопросов – вопросы «низшего и высшего порядка». Такие вопросы, как правило, используются после ознакомления с новой информацией, отвечая на эти вопросы, ученики, ученики используют материал самого текста, вопросы «высшего порядка» относятся к стадиям анализа, синтеза и оценивания в таксономии Блума. Они направлены не на воспроизведение фактов из текста, учебника, а на размышление об этих фактах, на анализ и обдумывание информации. Используя такого рода вопросы, можно развивать в ребенке когнитивные навыки. Они дают ученикам возможность высказывать свое мнение. Ответы на эти вопросы требует тщательного осмысления, поэтому учителю нужно давать больше времени на обдумывание. На стадии осмысления материала учащиеся осуществлять контакт с новой информацией, пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом, обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы, стремятся отследить процесс знакомства с информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы. Рефлексивный анализ направлен не прояснение смысла нового материала. Рефлексия деятельности проводится, чтобы оценить собственную деятельность и активность каждого на различных этапах урока. Для проведения рефлексии на уроках английского языка можно использовать приемы «лестница успеха», «рыбья кость», незаконченный тезис.

Если учителю важно мнение детей об уроке, то можно попросить детей оценить урок, выбрать наиболее интересное задание, написать, что понравилось, что не понравилось на уроке и т.д. Современный учитель должен обладать развитым критическим мышлением, способностью анализировать и критически оценивать собственную практику работы, находить проблемы в своем преподавании и искать пути их решения. Все перечисленные мною стратегии критического мышления, которые я использую на уроках, делают урок творческим, интересным, где каждый ученик критически осмысливает полученную информацию, учатся умению обобщать, проводить рефлексию своей деятельности. Создается и укрепляется познавательная мотивация учащихся. Важно, чтобы учителя старались вовлечь обучающихся в активную познавательную деятельность. Цель образования – помочь каждому стать умелым, независимым исследователем, способным к обучению на протяжении всей жизни.

Использованная литература:

  1. Стилл Д.Л., Мередит К.С. «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Токкожина Дана Казакбаевна20.02.2016 4140 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar