РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Учебная конференция как активная форма обучения биологии

Писаренко Н.И.

Писаренко Надежда Ивановна,
учитель биологии
МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенное

Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нестандартных уроков. Одной из наиболее интересных инновационных форм обучения биологии является урок - научная конференция. Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося». Урок-конференция – это своеобразный диалог по обмену информацией.

В X классе в курсе общей биологии раздел «Основы генетики» всегда вызывает у учащихся повышенный интерес, а количество часов, которыми располагает учитель, явно недостаточно. Поэтому каждый год после изучения этой темы я провожу учебную конференцию по вопросам, наиболее заинтересовавшим школьников. Хочу поделиться опытом проведения научно-творческой конференции на тему «Генетика и человек», которая, на мой взгляд, прошла очень удачно, так как вместе с подростками все присутствующие приняли активное участие в обсуждении этой темы. Заранее мною были предложены самые различные темы: «Особенности генетики человека», «Наследственные болезни человека», «Генетика и будущее человека», «Характер, наследственность и воспитание. Вредные привычки», «Генетика и секреты долголетия» и др. Рекомендовала учащимся литературу с учетом возможностей школьной, сельской библиотек, интернет ресурсы. Учащиеся объединились в 4 творческие группы, составили совместно план работы каждой группы.

Первая группа ребят работала с теоретическим материалом и искала ответы на вопросы:

  • Что такое характер?
  • Какова структура характера и природа его проявления?
  • Характер наследуется или это результат воспитания?
  • Типы характеров и темпераментов.
  • Как передаются и наследуются вредные привычки?
  • Существует ли в мозге центр алкоголизма?
  • Существует ли «химическая зависимость» в семье?

Эти вопросы стали предметом серьезного разговора на конференции, куда были приглашены учителя, врач, инспектор по делам несовершеннолетних, родители.

В процессе обсуждения возникали споры, особенно при обсуждении проблемы вредных привычек в семье, проблемы «внуков алкоголиков». Вопросы возникали сами по себе: «Почему в одной и той же семье дети разные по характеру, по способностям?», «Прослеживается ли в поколениях проявление алкоголизма? Преступности?»

К сожалению, у меня нет возможности описать все подробности этой дискуссии, но равнодушных в зале не было. Школьники подвели теоретическую основу под обсуждаемую тему, охарактеризовали основные психические свойства личности (темперамент, характер, способности, задатки, потребности), подробно остановились на свойствах нервной системы и типах темперамента. В результате большого серьезного разговора все присутствующие пришли к выводу, что характер — это сплав на-следственного и приобретенного в результате собственных усилий личности, воспитания и среды, в которой человек находится.

Другая группа школьников провела опрос среди взрослого населения села по вопросу:

  • «Как вы считаете: характер наследуется или это результат воспитания?»

Результаты опроса оказались неожиданными: большинство женщин считают, что характер человека зависит от воспитания, в то время как мужчины предпочтение отдали наследственности.

Третья группа занималась подготовкой ответов на вопросы:

  • Почему для человека не применим основной метод генетики?
  • Какие методы разработаны для изучения наследственности и изменчивости человека?
  • Что такое наследственные заболевания?
  • Чем определяются наследственные заболевания, и какие причины могут их вызвать?
  • Каковы пути профилактики наследственных заболеваний человека?

Четвертая группа ребят работала над темой «Моя родословная» (составление родословных и их анализ) и подготовила ответы на вопросы:

  • Что такое генеалогический метод?
  • Какие исследования он позволяет провести?
  • Какие наследственные болезни удалось изучить с помощью этого метода?
  • В чём заключается опасность близкородственных браков?

Два часа работы конференции пролетели незаметно, учащиеся расширили свои знания, а главное, многие вопросы, обсуждаемые на конференции, заставили серьезно задуматься старшеклассников над своим будущим, и может быть, вовремя отказаться от вредных привычек.

Конечно, вопросы для обсуждения можно взять и другие и провести не только конференцию, но и ролевую игру и диспут. Ясно одно: обсуждение подобных проблем среди старшеклассников чрезвычайно актуально.

Писаренко Н.И.04.03.2016 3860 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar