РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогическая статья "Обучаемся с радостью"

Зайкова Ирина Викторовна

Зайкова Ирина Викторовна
учитель начальных классов
ГБОУ «Школа 1474» города Москвы.

Я работаю учителем начальных классов ГБОУ «Школа №1474» г. Москвы. На уроках русского языка и математики я использую стихи, загадки, игры, орфографические сказки, которые придумываю и сочиняю сама. Это не только огромная помощь детям в понимании и запоминании сложного для них материала, но и отдых при веселой интересной подаче предметно-научных знаний.

Сказки, загадки, загадки, стихи, игры позволяют не только быстро и качественно запомнить новый материал, но и снять напряжение и получить удовольствие и радость от учебы. Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий дает учителю начальных классов возможность помочь ребенку снизить негативные эмоции, восстановить его эмоциональное равновесие, способствует накоплению положительного опыта и развитию интеллекта. Стихи и сказки всегда запоминаются легче, чем научный стиль обучения.

 Совсем недавно моя коллега рассказала одну историю, которая меня вновь вдохновила сочинять занимательный материал к урокам. Эта история о девочке, которая придя домой после школы, сообщила маме, что она  сейчас знает, как проверить безударную гласную, потому что на уроке учитель рассказал сказку. Из данной ситуации становится понятно: девочка говорила не о том, что она запомнила правило на уроке, а  о том, что ей запомнилась сказка о проверке безударной гласной. Она не вспомнила правило, она вспомнила сказку.

Поэтому я рекомендую подкреплять правило в учебнике занимательным материалом, который я предлагаю вам, уважаемые коллеги. Данный материал, представленный ниже, является авторским.

Орфографическая сказка по русскому языку по теме: «Правописание «о» и «е» в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки «ж», «ш», «ч», «щ» и звук «ц».

В окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки «ж», «ш», «ч», «щ» и звук «ц», под ударением пишется «о», без ударения - «е». (свечой – тучей).

Сказка

Буква «е» в окончаниях имен существительных пишется без ударения, а буква «о» стоит только под ударением. Буква «о» и ударение подружились и никогда не расставались. И неожиданно буква «О» превратилась в воздушный шарик, а ударение в веревочку, на которой держался воздушный шарик. И они полетели путешествовать сквозь облака на планету Марс.

Предлагаю занимательный материал на уроке русского языка по теме «Не с глаголом». По данному стихотворению можно поставить мини-спектакль.

Частица «не» все отрицает.
Стоять с глаголом не желает.
Не хочу я и не буду
Кричит частица «не» повсюду.

Разозлился и глагол,
От «не» частицы отошел.
Отдельно пишется глагол.
И стоит частица «не»
В гордом одиночестве.

 

Тема «Проверка парного согласного»

Двенадцать парных согласных мы знаем,
Шесть пар согласных всегда повторяем:

 [б,                       в,                 г,                 д,                 ж,                  з]


 [п,                      ф,                 к,                 т,                 ш,                  с]

 

Проверочное слово нужно подобрать,
На помощь гласную позвать.
«Снег – снега, луг – луга»,
На помощь мы позвали «а».
«Гриб – грибы, столб – столбы»,
На помощь мы позвали «ы».

 

Темы «Ь»

Мягкий знак – актер известный
Его роли знать полезно,
Чтобы грамотными быть
И ошибки победить.
Объясните, что за роли
Мягкий знак играет в школе?

  1. Показатель мягкости – первая роль.
  2. Разделительный мягкий знак – вторая роль.
  3. Мягкий знак после шипящих [ж, ш, ч, щ] – третья роль.

 

Тема «Предлоги с именами существительными»

Предлог с существительным отдельно пишете
Между предлогом и словом возьмите
Да и поставьте еще одно слово.
Вот доказательство вам и готово.

Например, до свидания – до скорого свидания.

 

Тема «Однокоренные слова»

Однокоренные слова
Имеют признака два:

  1. Узнаем мы их по смыслу.
  2. И по корню коромыслу.

На уроках я часто использую «Инсценирование правил при помощи рук». В этом мне помогает моя вторая профессия – режиссер. Работа руками, жестикуляция, двигательная активность пальцев, пантомима помогает запомнить правило на основе моторной памяти.

 

Тема «Синонимы и антонимы»

Игра.

  1. Руки разводим широко в стороны – это антонимы. (Так мы показываем слова противоположные по смыслу, стоящие далеко друг от друга)
  2. Руки соединяем – это синонимы. (Так дети показывают слова, соединяя руки, что они близки по значению).

 

«Инсценирование руками» на уроке русского языка по теме «Словосочетание».

Поднимаем руки вверх, согнутые в локтях на одном уровне, как сказали дети – наравне. Левая рука – подлежащее, правая сказуемое. Они равноправны и словосочетанием не являются.

Перестраиваем руки в словосочетание – правая рука поднята выше, левая – опущена пониже. Рука, которая поднята выше – главное слово в словосочетании, а которая ниже – зависимое слово.

Применяемый данный метод продуктивно сказался на обучении преподаваемого материала. В моей практике было впервые, что тема «Словосочетание» была усвоена детьми легко и успешно.

 

 Тема «Йотированные гласные»

Сценка:

- Мы гласные буквы- волшебники, обозначающие 2 звука: Е, Е, Ю, Я! Запомните нас! Мы обозначаем 2 звука при трех условиях:

Если мы в начале слова,
Дать 2 звука мы готовы. (яблоко)

Мы – гласные и с гласными
Два звука дать согласны мы. (рисую)

Мягкий знак и твердый знак вместе с нами встали,
Подружились с ними мы и два звука дали.

 

При изучении темы «Парные согласные» я рекомендую использовать орфографическую сказку «Подружки Д и Т».

Сказка:

Две буквы-подружки «Д» и «Т» никогда не расставались, ходили всегда вместе – парой и имена их были похожи. Задумались они однажды над вопросом, какая буква пишется в слове «пру д/т»? Обе буквы хотели занять место в слове пру д/т.

Сидят они спорят и вдруг видят такую картину: Даша взяла прут и гонит гусей на пруд. Задумались «Д» и «Т» над смыслом слов «пруд» и «прут». Пруд – это искусственный водоем, а прут – это тонкая гибкая веточка, которой гонят гусей. Позвали буквы-подружки на помощь проверочные слова, в которых после согласной стоит гласная: пруд- пруды, прут- пруты. Обрадовались буквы-подружки, что они обе нужны в этих словах и помирились.

Сказка запоминается легко и непринужденно, в этой сказке нет рифмы и ее не трудно запомнить.  Сказки дети любят и запоминают надолго.

 

Предлагаю игру из серии «Инсценирование руками», которую можно использовать на уроке математики.

Играть на уроках можно и во время проведения физминуток. Игра - физминутка по теме: «Прямая. Отрезок. Луч.»

Используем моторику, чтобы лучше запомнить, что такое прямая, отрезок, луч, в чем их сходство и различие.

Показываем «отрезок»: руки, вытянутые в стороны, ладони зажаты в кулочки.  Вытянутые руки символизируют отрезок, а руки, сжатые в кулочки – точки, ограничивающие отрезок с двух сторон

Как вы уже догадались, прямая – это руки, вытянутые в стороны с развернутыми ладонями, то есть прямая, не ограниченная точками. Следовательно, луч мы представляем, как половина отрезка и половина прямой, так как луч – родственник прямой и отрезку и схож с ними (фото 3). Луч – руки в стороны, одна ладонь зажата в кулачек, другая ладонь развернута.

Учитель называет понятия: луч, прямая, отрезок в быстром темпе, повторяя несколько раз, а дети стоя, показывают, так проходит физминутка.

Изучая на уроке математики тему «Выражения со скобками», мы используем магниты:

12+(7-3)

Скобки – магниты говорят нам о том, что они примагничивают нас. Магниты притягивают, поэтому всегда первое действие выполняется в скобках. Магниты дети показывают, поставив руки на пояс. В данном случае задействована зрительная, моторная и эмоциональная память.

Запоминаем при помощи рук такие понятия как: сумма, разность, произведение, частное. Эти понятия в традиционном методе преподавания некоторыми детьми усваиваются с применением больших усилий. Сигнальные карточки с этими знаками дети часто забывают дома или теряют, а руки – не менее важный инструмент, чем наша речь. Моторная и эмоциональная память в детском возрасте преобладает над речевой.

 

Игра. Учитель называет понятия: сумма, разность, произведение, частное. Дети показывают руками: сумма – показывают знак плюс, сложенный из двух рук, разность – рука, согнутая горизонтально, произведение – кулачок,  деление – два кулачка один под другим.

Занимательный материал способствует проявлению большего интереса обучающихся при объяснении нового материала  на уроках в начальной школе.

Дети могут быть сами непосредственными участниками, например, инсценировать сказку, сказать реплики, надеть костюмы, маски, показать движения, жесты, установить скобки-магниты, разыграть пантомиму, как Даша гонит прутиком гусей на пруд.

Дети любят занимательный материал: сказки, стихи, загадки, игры и быстро, без труда их запоминают, и дольше сохраняют в памяти.

Дети проговаривают, разыгрывают, показывают, тем самым задействуют несколько видов памяти: эмоциональную, словесную, логически-смысловую, наглядно-образную, моторную, что способствует всестороннему развитию личности ребенка и качественному образованию.

Зайкова Ирина Викторовна24.03.2016 4540 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar