РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в подготовке детей с тяжёлыми нарушениями речи к школьному образованию

Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в подготовке детей с тяжёлыми нарушениями речи к школьному образованию

Автор: Степаненко Мария Павловна

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский

Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает дошкольное образование как первую ступень общего образования. ФГОС ДО обеспечивает преемственность дошкольного образования с начальным общим образованием.

Цель преемственности – обеспечить личностное развитие, психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного образования к школьному с опорой на его предыдущий опыт.

Основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования выступают целевые ориентиры адаптированной образовательной программы, как нормативные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, которые включают в себя следующие показатели:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность;
  • обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, адекватно проявляет свои чувства;
  • владеет разными видами игры, умеет подчиняться правилам и социальным нормам;
  • достаточно хорошо владеет устной речью для построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, обладает начальными знаниями о себе, о мире, в котором он живёт;
  • способен к принятию собственных решений.

При соблюдении требований к условиям реализации адаптированной образовательной программы настоящие ориентиры предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.

На дошкольной ступени осуществление преемственности требует соблюдения ряда педагогических условий:

  • личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком;
  • формирование игровой деятельности как важнейшего фактора его развития;
  • создание образовательной среды, способствующей личностному развитию ребёнка.

Невозможно проследить в каком из видов деятельности или НОД достигается тот или иной целевой ориентир, поэтому мы стараемся свою работу организовать так, чтобы каждый ребёнок с тяжёлыми нарушениями речи мог свободно заниматься своим делом.

Основой для разностороннего развития каждого ребёнка является насыщенная предметно – развивающая среда. В начале учебного года с целью преемственности со школой мы совместно с родителями:

  • обновили подборку художественной литературы, репродукций и предметных картинок по теме «Школа»;
  • изготовили атрибуты для игр: «Детский сад», «Школа», «Магазин. Школьные товары», «Библиотека», обновили одежду кукол - школьниц;
  • пополнили школьный центр материалами и инструментами для конструирования, рисования, лепки, аппликации, художественного труда и экспериментирования;
  • пополнили и физкультурный центр пособиями и атрибутами для обогащения физического развития на этапе подготовки к школе.

Размещение оборудования в центрах активности позволяет нашим детям объединяться подгруппами по общим интересам. Дети выбирают себе род занятий, участников совместной деятельности, воплощают свои разнообразные замыслы. Развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно – поисковой работы активизируют познавательную деятельность и речевое развитие. Детям предлагаются также природные материалы для изучения, экспериментирования, составления коллекций, гербариев.

Одним из путей обеспечения преемственности со следующей ступенью образования являются беседы по темам: «Дети пошли в школу», «История возникновения школы», «Чем школа отличается от детского сада», «Что мы знаем о школе?», «Для чего нужно учиться?». С воспитанниками группы для создания положительной мотивации к обучению в школе были организованы экскурсии к лицею, в библиотеку и зооуголок школы.

После проведенных экскурсий, бесед дети составили фантазийные рассказы «Каким будет мой первый день в школе?» и «Почему я хочу учиться в школе», что способствует активному развитию монологической речи у детей с ТНР.

Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов) реализуются при чтении книг, рассматривании иллюстраций, в ходе НОД и культурных практик. Социальные интересы, познавательную и читательскую активность стимулирует наличие в группе познавательной литературы и энциклопедий. Каждый день в нашей группе организуются «минутки чтения». Таким образом мы подчеркиваем роль книги как источника знаний. Разгадываем с детьми загадки и ребусы, кроссворды.

В группе оформлена выставка в книжном уголке по теме «Школа». Цель выставки – вызвать у детей интерес к школе, желание учиться. Периодически с этой же целью проводятся просмотры и обсуждения с детьми мультфильмов: «Козлёнок, который умел считать до 10», «Остров ошибок», «Вовка в Тридесятом царстве», «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Чебурашка идет в школу».

Формирование творческого воображения, стимуляция интеллектуального и личностного развития детей с ТНР обеспечивается широким использованием различных видов игр: сюжетно-ролевых, режиссёрских, драматизаций, дидактических, подвижных, игр с правилами.

Одним из важнейших целевых ориентиров является создание условий для проявления инициативы и самостоятельности в общении, конструировании и игровой деятельности. «Детский сад», «Поиграем в школу», «Магазин. Школьные товары», «Библиотека» - эти игры особенно любимы нашими детьми. Содержание сюжетных игр обогащается на основе знакомства с отношениями людей в социальной действительности (магазин, больница, парикмахерская, путешествия), в ходе НОД и культурных практик. В игре отражаются сюжеты любимых сказок и мультипликационных фильмов.

Мы стараемся заинтересовать детей играми с готовым содержанием и правилами, так как они содержат в себе черты будущей учебной деятельности, формируют самоконтроль. В свободном пользовании детей находятся разнообразные игры с готовым содержанием: развивающие («Логические бусы», «Игровой квадрат», «Составь узор», «Поймай мышку», Будь внимателен»), настольно-печатные («Слоговые домики», «Числовые домики», «Кто быстрее дойдёт до цели»), лото («Соберись в школу», «Составим цифры из счётных палочек», «Найди клад по карте») и другие . В группе создана картотека словесных игр: «Радио», «Путешествие», «Цепочка», «Отгадай, кто мой друг?», «Я знаю…», «Телеграф», «Слова-перевёртыши», «Запомни слова», «Добавь букву» и др. Их использование стимулирует речевое развитие детей с ТНР на этапе подготовки к школе.
Особый интерес у наших детей вызывают игры – драматизации «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», игра – драматизация по рассказу Леонида Каминского «Для чего ходят в школу?», игры – драматизации по стихотворениям и рассказам детских писателей, обыгрываются и обсуждаются ситуации: «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка», «Урок». В группе запланированы к проведению кукольный спектакль «Теремок» и режиссёрская игра «Красная Шапочка» (для малышей). Мы думаем, что это поможет сформировать чувство гордости, сознание важности взросления.

Пазлы, мозаики, шахматы, шашки способствуют развитию интеллектуальных способностей ребёнка. Подвижные игры: «Кто скорее соберёт портфель?», «Игровая переменка», коммуникативные игры «Пантомимические этюды», «Задуманное действие» дают возможность неуверенным детям преодолеть робость и раскрыться.

В группе постоянно появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это или новая игра, или детали каких – то устройств, «сломанные игрушки», «таинственные» письма, схемы. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, ребята испытывают радость открытия и познания, что непременно пригодится им в школе.

Творческие способности детей также проявляются в рисовании, лепке, аппликации, в придумывании сказок и новых окончаний старых сказок, танцах, пении. На занятиях и в свободной деятельности дети группы занимаются рисованием на разные темы (например, «Школа», «Букет для учительницы»); лепкой: «Буквы и цифры», аппликацией, конструируют из строительного материала. Нашими детьми изготовлены закладки для книг (подарки друзьям по выбору детей), тетради и учебники для игры в школу.

Воспитанниками группы также создан коллаж «Мой портфель»: дети самостоятельно выбирали и размещали картинки на листе, аккуратно наклеивали сопровождающие их стихотворения. На основе личных знаний детей, экскурсии к школе, изготовления коллажа в группе запланирована выставка детских рисунков «Что тебе понравилось в школе?».

У детей развита мелкая и крупная моторика. Они могут контролировать свои движения и управлять ими, обладают развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п. Этот целевой ориентир реализуется в такой деятельности, как: письмо в тетради, рисование, графические диктанты, штриховка в альбомах и тетрадях, росчерки, конструирование из крупного и мелкого строительного материала, физические упражнения.

В качестве оздоровительных мероприятий мы используем пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук, физические упражнения, игры с элементами соревнования: «Кто быстрее соберёт портфель», «Чья команда забросит в корзину больше мячей», «Кто раньше дойдёт до середины», игры-эстафеты: «Весёлые соревнования», «Эстафета парами», «Дорожка препятствий» и т.д.

Мы обращаем внимание детей на соблюдение требований этикета в игровых и практических ситуациях: «Ласковое имя», «Комплименты», «Волшебные слова», в театрализованных этюдах. Мы знакомим детей со стихами, пословицами о вежливости, доброте, уважение к старшим, формируем эмоциональный и социальный интеллект.
Развиваем у детей чувство «единой семьи», интерес к сверстнику, желание выражать доброжелательность и сотрудничество по отношению к ним. С этой же целью проводятся игры: «Фоторобот», «Угадай о ком идет речь?», «Словесный портрет моего друга».

Выпускник нашей группы в основном способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может доводить до конца начатое дело. Они умеют отвечать за свои действия и поступки. Если совершил оплошность – разлил воду, насорил – убери, если нечаянно толкнул – извинись, не забудь выполнить обещание. Дети следуют социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, правилам безопасного поведения и личной гигиены.

Самообслуживание и детский труд требуют самостоятельности, добросовестности, качественного выполнения обязанностей: несложная починка игрушки, книг, наведение порядка и дежурство в группе, уход за комнатными растениями, уборка участка от опавших листьев. При этом дети включаются как в отдельные трудовые процессы, так и в целостные виды труда. Всё это ориентировано на развитие самостоятельности, инициативы, творчества, сотрудничества. Дети способны к волевым усилиям в разных видах деятельности, доводить начатое дело до конца, что, безусловно, пригодится им в школе.

Дети склоны наблюдать, экспериментировать, обладают начальными знаниями о себе, о предметном, социальном и культурном мире, в котором они живут, обладают элементарными представлениями из области живой природы. На ежедневных и целевых прогулках мы побуждаем детей к поиску прекрасного в природе, к высказыванию эстетических суждений. Здесь также развивается любознательность. Детьми задаются вопросы, касающихся природных явлений, каких-то предметов. Ребята интересуются причинно – следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

В условиях непрерывного образования взаимодействие воспитателей, учителя – логопеда, педагога - психолога, педагога по ИЗО и других специалистов детского сада содействует гармоничному психическому развитию ребёнка, сохранению его индивидуальности и развитию социально - коммуникативных навыков. Такая работа педагогов обеспечивает «безболезненную» адаптацию к изменяющейся социальной ситуации и воспитание готовности к активному взаимодействию детей с тяжёлыми нарушениями речи с окружающим миром.

Эффективность работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы в большой степени зависит от взаимодействия педагогов с семьёй. В нашей работе активное участие принимают родители, а также вовлекаются и другие члены семей наших воспитанников, особенно через использование проектной деятельности. Понимание родителями возрастных особенностей, задач предшкольного возраста делает возможным качественную реализацию принципа преемственности. Родители имеют возможность обогатить свой опыт в развитии детей, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

В начале учебного года родители вместе с детьми в рамках ориентировки в пространстве составили схемы – маршруты «Я иду в школу». Кроме этого, изготовили стенгазету «Папы и мамы – школьники». Вместе с детьми родители создали атрибуты для театрализованной деятельности. Запланировано проведение родительского собрания «Готовность детей к школе» с участием учителя начальных классов школы и педагога – психолога с сообщением родителям психологических аспектов готовности к школе каждого выпускника.
В уголке для родителей в течение года были размещены консультации: «Ваш ребёнок перешёл в подготовительную группу детского сада. Какие стороны готовности к школе особенно важны?», «Место и роль семьи в подготовке детей к школе», «Драматизировать – значит играть», «Развитие социально – коммуникативных навыков ребёнка через игру». Постоянно обновляются статьи в папке для родителей «Что должен знать ребенок, который собирается в школу». Оформлены памятки для родителей: «Шпаргалка для родителей будущих первоклассников», «Школьный портфель», «Десять правил для мамы и папы будущего первоклассника».

В течение этого предшкольного учебного года мы стараемся разнообразить обучение, создать условия для самореализации ребёнка с ТНР, стремимся сформировать выпускника творчески и физически развитого, инициативного, с высоким уровнем развития познавательных способностей, приобщённым к базовым ценностям и культуре мира. И, конечно, со сформированной волевой и мотивационной готовностью к школе. Мы вместе с детьми радуемся их успехам, чтобы сформировать чувство самоуважения для полноценного личностного становления и успешного обучения в школе.

Степаненко Мария Павловна04.04.2016 5420 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar