РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие нравственных ценностей на уроках иностранного языка при помощи страноведческого материала

Развитие нравственных ценностей на уроках иностранного языка при помощи страноведческого материала

Автор: Пименов Алексей Владимирович

Переломные явления, которые охватили геополитическую, общественную, экономическую и духовно-нравственную стороны жизни общества, подменили актуальные приоритеты граждан России в конце ХХ века. Под негативным влиянием «Запада» произошла подмена понятий. При этом большая часть населения не думает о духовном и не обращает внимание на нравственную сторону поступков. Такие понятия как сочуствие, соучастие, самоуважение и уважение к другим играют менее важную роль. От этих процессов особенно страдает молодежь, которая, утратила традиционные ценности и была подвержена новым меркантильным нормам и отношениям. Изменение менталитета индивида и общества в целом, проявление форм аморального поведения делают проблему - воспитание нравственных ценностей у молодого поколения актуальной.

Для того, чтобы стать полноценным участником мирового культурного процесса в условиях интернационализации, сегодняшним школьникам следует воспринимать различные духовно-нравственные ценности. При этом каждому во всемирно культурном пространстве, необходимо иметь определенные средства глобального общения. Таким образом, знание даже одного иностранного языка имеет большое значение.

Язык есть кладовая народного фольклора, отражающая весь его познавательный опыт, нравственные, общественные, эстетические, общевоспитательные идеалы. В современных условиях при обучении учащихся иностранным языкам используется непревзойденный педагогический опыт нравственного, художественно-эстетического, трудового воспитания.

Сегодня проблема обучения иностранному языку в школе актуальна как никогда. Учителю иностранного языка необходимо сформировать индивида, способного принимать участие в межкультурном общении. Знание особенностей культуры других народов и стран играет важную роль. Без них невозможно, даже в ограниченных рамках, сформировать коммуникативную компетенцию. Поэтому необходимо иметь представление об особенностях страны изучаемого языка.

Но прежде всего, необходимо разобраться что такое нравственность и как страноведческий материал страны изучаемого языка может повлиять на ее формирование.

Существует большое количество определений понятия нравственности. Так какова же сущность этих понятий и что общего во всех этих определениях?

В свободной электронной энциклопедии Википедия, 2013 г. дается следующее определение нравственности сформулированное на определениях Апресян Р,Г и Гусейнов А.А.:

«Нравственность - термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда – этики. [1] В более узком значении нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле – в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида».[5]

Оксфордский толковый словарь по психологии под ред. А.Ребера, 2002 г.:

«Нравственность - общая тенденция вести себя, таким образом, который соответствует моральному кодексу общества.» Этот термин сводит нравственность к общественному моральному кодексу или общественной оценке правильности или неправильности.

С.Ю. Головин. Словарь практического психолога , 1998 г.:

«Нравственность - Регулирующая функция человеческого поведения.» Согласно данному определению, сущность нравственности сводится к ограничению влечений.

Большой энциклопедический словарь, 2000 г.:

« Нравственность – См. Мораль.»

И, пожалуй, наиболее глубокое определение нравственности даёт Словарь Ожегова, напрямую соотнося нравственность с внутренними духовными качествами человека:

«Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.»

Список источников и авторов велик, но нет единого мнения что же это такое нравственность как и нет одного и наиболее полного определения данному понятию.
Изначально нравственность имела отношение к душе и духу то есть к внутреннему человека, сегодня данное понятие приняло внешнее поверхностное социальное отношение.

Духовно-нравственное воспитание школьника это основной фактор социализации личности в современном развивающемся обществе, а так же причиной включения в различные сферы общественной жизни деятельности.

Проблемы нравственного воспитания рассматривали такие педагоги, психологи и философы как В.А. Беляева, Н.А. Бердяева, П.П. Блонского, С.Н. Булгакова, В.П.Вахтерова, К.Н.Вентцель, З.В. Видяковой, В.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафт, В.М. Меньшикова, А.Н. Острогорского, В.П. Острогорского, Н.И. Пирогова, М.М. Рубинштейна, К.Д. Ушинского и др.

На сегодняшний день разработано большое количество программ по духовно-нравственному воспитанию различных авторов. Примеры отечественных программ: «Введение в традицию» авторская программа Крячко А.А., «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» Феоктистова Т.Г., Шитякова Н.П., Программа "Мировидение", Программа «Мировидение» средний школьный возраст, Программа "Мировидение" дополнительные уроки для младшего и среднего школьного возраста. Программа «Культура семейных отношений», Муниципальная целевая программа «За духовное и нравственное здоровье» Д.Г. Левчук, О.М. Потаповской. Программы для начальной школы: для 1-4 классов Н.А. Терентьевой, Р.Г. Шитиковой, «Азбука нравственности».

В образовательном процессе, особенно при изучении иностранных языков, поднимаются и обсуждаются такие темы, в ходе изучения которых формируются навыки позволяющие соотносить свои взгляды с нормами общественной морали. Особенностью изучения иностранного языка является его метапредметность, связь со всеми сферами жизни. Затрагиваются вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации. В ходе учебного процесса учитель формирует не только языковые компетенции, но и мировоззрение учащихся, их нравственный облик.

Важным принципом нового процесса воспитания современного поколения является принцип культуросообразности. Это значит, что ребенок не только знакомится с культурой страны изучаемого языка, но и сравнивает ее со своей. Иными словами, культура, обычаи, нравы другой страны позволяют воспитать учащихся в контексте диалога культур.

Английский язык стоит особняком среди учебных дисциплин. Коммуникативная направленность предмета, изучение быта, истории, литературы, традиций, культуры дает безграничные потенциал для развития нравственности, формирования чувства патриотизма, гордости за свою страну. Большое внимание на уроках английского языка уделяется воспитанию духовно-нравственных ценностей накопленных человечеством в течение многих столетий.

Ученики получают знания по основным темам национальной культуры Великобритании и США (по истории, географии, политико-общественным отношениям, образованию, спорту и др.); о социокультурных особенностях народов – носителей языка. [6]

Существует много типов работы лингвострановедческого содержания на уроках английского языка, которые способствуют развитию нравственных качеств. Работа с текстом лингвострановедческого содержания, работа с картинками, с географическими картами, работа со знаками и символами культуры и тд.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию ученика на уроке английского языка, могут быть отнесены групповые и парные виды деятельности. В группах и парах проходит обсуждение проблемы, именно во взаимодействии с окружающими людьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всей группе, в то время как группа выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор. [7]

Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого ученика. [7]

Процесс нравственно воспитания на уроках иностранного языка становится более эффективным, если осуществляется использование художественных текстов, созданных в рамках различных культур, проводится работа с картинками, с географическими картами, работа со знаками и символами культуры, круглые столы, викторины по теме, уроки экскурсии, ролевые игры. Все вышеперечисленные формы введения материалов страноведческого и лингвострановедческого содержания способствуют погружению в иноязычную культуру, содействуют их вовлечению в диалог культур, их творческие и познавательные умения, повышает интерес к изучению иностранного языка в целом, а самое главное способствуют нравственному воспитанию школьников через призму других культур. 

Список использованных источников

  1. Апресян Р. Г. Нравственность // Новая философская энциклопедия.— М.: Мысль, 2000. — Т. 3.
  2. Агапов, В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С.Метелягина, [1950- 2001 гг.: Отечеств. ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М., 2001. - C. 31-35.
  3. Арапова, Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Москва, 2009.
  4. Архипова Ю.В. Особенности визуальной репрезентации учебного материала по иностранном языку в неязыковом вузе // Актуальные проблемы современного международного публичного права: Межвуз. научно – прак.конф. Семинар «Преподавание иностранных языков и обучение переводу в контексте высшего профессионального образования»: Матер. выступл. – М.: Изл – во РУДН, 2003. – С.97-98.
  5. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. Гл. «Гегель» — М.: Мысль, 1987
  6. Власова, Т.И., Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике// Педагогика - 2006. -№10 - с 36-42.
  7. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка/ Настольная книга преподавателя иностранного языка/М.-Глосса-пресс Феникс-2010. -640с. 7
  8. Ощепкова В.В. страноведческий материал на уроке английского языка.// И.Я. в школе – 1998- №1- с.77-83.
Пименов Алексей Владимирович11.04.2016 4480 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar