РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности развития личности одаренных детей

Особенности развития личности одаренных детей

Автор: Корнев Вячеслав Валентинович

Одаренные дети с укоренившимися интересами и склонностями в целом более благополучны, чем другие дети. Им легко дается учеба в школе, они лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. В начальных классах одаренные дети гораздо быстрее своих сверстников проходят социальную адаптацию, которая требует от них послушания и примерного поведения, ориентированного прежде всего на получение положительной оценки взрослых. В подростковом возрасте они сопротивляются конформизму и выполнению диктуемых правил или групповых норм, если оказываются в условиях авторитарного стиля проявления власти. К старшим классам одаренные юноши и девушки переосмысливают принятые в обществе правила и нормативы и вырабатывают личные, на которые и опираются в своей деятельности и оценках, что приближает их к зрелым формам социальной адаптации.

Однако подобная благополучная картина свойственна не всем юным талантам, развитие которых может протекать неравномерно и вызывать те или иные трудности социальной адаптации. Часто от талантливых детей, быстро добивающихся результатов в какой-то одной деятельности, ожидают легкости исполнения начинаний и в других областях (так называемый "эффект ореола"), тогда как они склонны к перекосам в развитии. Их особое дарование может выпячивать какое-то одно направление (например, интеллектуальное развитие), и на его фоне все остальные выглядят отстающими. С самого раннего возраста они говорят и выражают себя лучше, чем обычные дети, и из-за развитой речи родители склонны переоценивать их эмоциональный уровень.

Но одаренные дети, как и их обычные сверстники, бывают эмоционально зависимыми и неуравновешенными. Иногда родители слишком усердно занимаются развитием особых талантов своих детей, пренебрегая их социальным, эмоциональным или волевым развитием. Да и сами дети зачастую больше интересуются областью своего таланта, а общение со сверстниками игнорируют, упуская возможность нарабатывать необходимые полезные для социальной адаптации навыки. Отсюда конфликтность одаренного ребенка, отчужденность от сверстников или эмоциональная незрелость в виде склонности отчаиваться из-за ошибок или плакать из-за критики.

Аналогичные проблемы возникают у детей с опережающим интеллектуальным развитием, которых отдают в школу раньше времени без учета их готовности к ней, требующей определенного уровня развития произвольности. Другой вариант – когда они перескакивают ступени обучения из-за быстрого освоения образовательных программ.
Высокий уровень интеллектуального развития при эмоциональной или волевой незрелости вызывает проблемы в их обучении, социализации и адекватном включении в коллектив сверстников.

Нередко одаренные дети с подобным дисгармоничным развитием с трудом усваивают социальные нормы. Они могут по своему их трактовать, что взрослые иногда расценивают как несвойственную их возрасту "глубину". Взрослые склонны относить к проявлениям неординарности мышления одаренных детей их поведенческие и коммуникативные нарушения, тогда как эти проблемы являются следствием их несформированной адаптации к детскому коллективу и задержки эмоционального и личностного развития.

Следует отметить и такую проблему ряда талантливых детей, как излишняя амбициозность их родителей или наставников, их склонность излишне усердно тренировать юных дарований, эксплуатировать их таланты, привлекая к участию во всевозможных олимпиадах, конкурсах и фестивалях. В таких обстоятельствах дети не только испытывают сильный стресс, но и чувствуют, что интересны окружающим не как личности, а как носители той или иной выдающейся способности. Дети не уверены в том, что они могут быть любимы или нравиться кому-то "просто так". Неудивительно, что страдает их самооценка, а вслед за ней искажается их поведение и отношение к людям.

Если педагоги психологически плохо подготовлены для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, они склонны оценивать их искаженно. В подобных случаях учителя жалуются на демонстративность, упрямство, истеричность одаренных детей, их нежелание и неумение следовать положительным образцам и т. д., что по существу, является не вполне адекватной трактовкой личностных особенностей этих детей .

Корнев Вячеслав Валентинович13.04.2016 3520 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar