РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка

Ключевые компетенции на уроках английского языка

Автор: Шалагинова Анна Александровна

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

Компетенция — это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению.

Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире.

Выделяется 7 ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности учащихся:

  1. ценностно-смысловая компетенция;
  2. общекультурная компетенция;
  3. учебно-познавательная компетенция;
  4. информационная компетенция;
  5. коммуникативная компетенция;
  6. социально-трудовая компетенция;
  7. компетенция личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловая компетенция - это компетенция, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. Она формируется во время нравственных бесед, в ситуациях морального выбора поступков на уроках –дискуссиях в индивидуальной ,парной, групповой форме работы . Например: в 7 классе (учебник Кауфман «Happy English») по теме «Загрязнение окружающей среды» учащиеся ведут дискуссию, отвечая на вопрос «Как бы ты решал проблему накопления мусора в нашей стране? Вырази свою точку зрения по этой проблеме».

Общекультурная компетенция — это способность ученика ориентироваться в пространстве англоязычной культуры, она включает знаниевую составляющую: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений страны изучаемого языка, представление о художественных ценностях Великобритании. Формируется путем драматизации фольклорных сказок, разучивания стихов, песен, считалок, рифмовок. Эта компетенция активно развивается в начальной школе. В среднем и старшем звене реализуется путем составления расписания уроков, анкет, меню, написания писем. Например, в 5 классе (учебник Биболетовой) мы пробуем составлять письму другу по переписке в Англию, где рассказываем о культуре своей страны или о родном городе (на выбор). В 6 классе при изучении темы «Еда» (учебник Кауфман 6 класс) мы с учащимися составляем меню для ресторана с русской кухней. В 7 классе при изучении раздела «School» («Школа») учащиеся составляют свое расписание на английском языке и сравнивают его с расписанием английского школьника, анализируя различия английского образования и образования нашей страны.

Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Она формируется при использовании проектных методик, мини – исследований, проведения школьных опросов. Самым удачным средством, помощником в данном деле является метод проектов. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо научиться самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках. На наших уроках мы пытаемся готовить проекты, что вызывает небольшие затруднения, т.к у детей в нашем учебном заведении закрытого типа не хватает возможностей для создания проектов (нет постоянного доступа к компьютеру, недостаточно свободного времени для подготовки и тд). Проекты готовятся на уроках, где я помогаю им с поиском информации (картинок, фотографий).

Информационная компетенция развивается на уроках с использованием интернет - ресурсов, обучающих компьютерных программ по английскому языку.
При планировании уроков необходимо искать те информационные данные, которых действительно не хватает на уроке. Например можно устроить фотопутешествие по Великобритании, использовать аудио и видео от носителей английского языка и т.д. Все это способствует развитию информационной компетенции.

Социально-трудовая компетенция тесно связана с коммуникативной компетенцией. Она направляет это умение в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности: умение вести диалог, руководствуясь своими общественными ролями, овладение навыками социальной активности и функциональной грамотности. Основной способ – ролевая игра.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Размышляя над целями урока, нужно продумывать такие варианту деятельности, которые давали бы детям возможность развивать внутреннюю культуру, правильное мировоззрение. К примеру, работая над темой «Спорт» в 7 классе, ученики имеют возможность пропустить через себя информацию и мнения других о нездоровой конкуренции и нечестности в спорте, тяжелых перегрузок задуматься над своими ощущениями и определить своё отношение к обсуждаемым проблемам.

Но основной целью обучения иностранным языкам в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции. Для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы, но также иметь представление о том, как их использовать в реальной коммуникации. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку является первостепенной и основополагающей задачей.

Владея коммуникативной компетенцией, учащийся должен:

  • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
  • уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур;
  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; уметь искать и находить компромиссы;
  • иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

Стандарт основного общего образования по иностранному языку ставит задачи на достижение качественно новых целей в изучении иностранного языка, а именно: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

  • речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
  • языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
  • социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
  • компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
  • учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы.

Метод проектов может стать одним из эффективных способов формирования и развития личности обучающихся, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации, способной принимать нестандартные решения, раскрытия их интеллектуального, духовного и творческого потенциала, повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности, т.е. для развития коммуникативной компетентности

При формировании коммуникативной компетенции (в частности при обучении монологу и диалогу) также главное место отводится игровым технологиям. “Вживаясь” в какую-либо роль, ребёнку легче раскрепоститься и начать говорить на английском языке. При обучении говорению автор использует эвристический метод эмпатии (“вживания в образ”).

Примеры игр, которые я провожу на своих уроках:

1) «Enjoy English 3» M. 3. Биболетова (5 класс). Знакомство с достопримечательностями Лондона.

«Try to Remember».

Вывешиваются на доске картинки с изображениями интересных мест Лондона. В течение одной минуты учащимся предлагается запомнить названия, затем ученики по памяти называют их. Побеждает тот, кто запомнил больше;

2) Цвета

Цель: закрепление лексики по пройденным темам.

Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета;

3) из ролевых игр провожу игры, как: «В магазине», «На улицах города», «Скоро лето», «В аэропорту», «В кафе», тематические дебаты

4) Фонетическая игра «Правильно - неправильно».

Цель: формирование правильного, чуткого к искажениям фонетического слуха. Я называю отдельные слова или слова в предложениях, фразах. Обучаемые следят и исправляют меня, если мной допущена ошибка.

5) Лексическая игра «Кто больше».

Учащимся предлагается назвать как можно больше слов по изучаемой теме.

Шалагинова Анна Александровна17.04.2016 10860 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar