РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Занимательное путешествие в слово на уроке технологии

Панфилова Альбина Унгаровна

Автор: Панфилова Альбина Унгаровна

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Создание у школьника целостного представления об окружающем мире – это и есть цель обучения.

Однако, самостоятельность школьных предметов, их слабая связь друг с другом становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.

В связи с этим возникла объективная необходимость интеграции школьных предметов, которая в настоящее время стала одним из важнейших и первостепеннейших методических направлений в процессе модернизации образования.

Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях: внутрипредметный и межпредметный. Межпредметная интеграция реализуется в использовании материала одной учебной дисциплины при изучении другой.

Интегрированный урок, как технология, смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы. Не является исключением и учебная дисциплина «технология», которая по своей сути уже является интегрированным предметом. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры.

Великий Ян Амос Коменский говорил, что учение должно быть кратким, приятным и основательным. Хочется остановиться на слове «приятным». Когда приятно? Когда не скучно, интересно. Не этот ли принцип лежит в основе интегрированных уроков? Ведь форма проведения таких уроков нестандартна, увлекательна и интересна.

Используя многолетний опыт реализации межпредметных связей технологии и дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов, мною был разработан целый блок интегрированных уроков: «Занимательное путешествие в слово», «Занимательное путешествие в химию», «Занимательное путешествие в изобразительное искусство».

Особый интерес и отклик учащихся вызвал интегрированный урок «Занимательное путешествие в слово», который проходит в форме урока-путешествия. Взяв за основу изучаемого материала межпредметного содержания правила словообразования, происхождение слов и фразеологических оборотов, был использован фактический материал из различных дисциплин – технологии, истории, географии. Урок проводится для учащихся разных классов. Необходимое оборудование для урока: карточки с образцами тканей: тюль, мадаполам, муслин, кашемир, джерси, батист, коленкор, нейлон; вешалка с образцами предметов одежды (или слайды с их изображениями): панталон, жилетов, макинтоша, френча, галифе, боливара, фески; географическая карта мира; фразеологический словарь.

В вводной части урока внимание учащихся обращается на взаимосвязь всех школьных предметов, в частности, на связь между занятиями швейным делом и русским языком, географией, историей. Каким же образом? Оказывается, произнося каждый день тысячи слов, никто не задумывается, откуда они произошли. Происхождение же многих слов очень интересное. В чём и предстоит убедиться учащимся на примере слов, наиболее часто употребляемых на уроках технологии. Далее им предлагается ответить на вопрос: «Как создаются слова? Кто их придумывает?» После обсуждения с классом начинается знакомство с некоторыми способами словообразования.

1. Сложносокращённые слова и буквенные сокращения.

Этот способ словообразования возник в конце 19 века и стал одним из активных, потому что он позволяет свести сложнейшие понятия к самым сжатым сокращениям, а, следовательно, экономить время и речевые усилия. Например, слово лавсан. Такое название искусственному волокну дали в честь Лаборатории высокомолекулярных соединений Академии наук СССР, где оно впервые было получено.

2. Переход имён людей, географических мест в названия вещей.

Вот одна из историй. (Обращается внимание учеников на вешалку, на которой собраны вещи, участвующие в историях.)

Генерал Боливар – прославленный руководитель борьбы за независимость южноамериканских колоний, отколовшихся от испанского государства в 1819 году (его именем называется Республика Боливия). Боливар был встречен с восторгом в Париже, куда он вскоре приехал. Его живописная широкополая шляпа – «сомбреро», вошедшая в моду в 20-х годах 19 века, была названа французами боливар. Как видно из пушкинских строк, мода быстро докатилась и до Петербурга: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар…». В наши дни боливар найти невозможно. Этот головной убор давно вышел из моды. Но помогла замечательная книга Н. Кончаловской «Дело в шляпе», где рассказывается о разных головных уборах. В ней нашлось изображение. Оказывается, сочиняя стихи, А.С. Пушкин любил рисовать на полях своих рукописей. И изобразил себя в боливаре. Этому рисунку около 200 лет, и благодаря ему, мы теперь знаем, как выглядел этот головной убор.

Интересное происхождение и у таких слов, как жилет, жилет-спенсер, жилет-кардиган, панталоны, френч, болоньевый плащ, брюки-галифе, феска, макинтош.
Ткани очень часто получали свои названия от географических мест, где их вырабатывали. Таких слов топонимического происхождения очень много.
Далее учащимся предлагается поработать с карточками, на которых представлены образцы тканей. Ученики знакомятся со свойствами тканей, учитель объясняет происхождение их названий.

Тюль – лёгкая сетчатая ткань, впервые выработана в местечке Тюль в юго-западной Франции, мадаполам – назван в честь населённого пункта в Индии. Такая же интересная судьба и у тканей: муслин, кашемир, джерси, батист, коленкор.

После ознакомления с образцами названных тканей начинается работа с политической картой мира, на которой ученицы по очереди находят названные города и названные государства, на территории которых они расположены.
После этого переходим к рассмотрению ещё одного способа создания новых слов.

3. Слова-«искусственники».

Слова, как и люди, имеют свою судьбу. У многих богатая родословная. На большинство можно завести метрики, паспорта и трудовые книжки, где будут указаны время и место рождения, национальность, прописка. Нам известны их родители, их происхождение. Пример - слово нейлон. В конце 30-х годов в лаборатории одной из американских фирм получили шелковистое водоотталкивающее синтетическое волокно, а затем выработали из него ткань. Обладая несомненными положительными качествами, она, по мысли хозяев фирмы, способна была завоевать мировую славу. Но как эту ткань назвать? Словотворческие усилия работников фирмы оказались безуспешными. Тогда решили объявить открытый конкурс на лучшее название. Вскоре от различных лиц поступило свыше 350 слов-кандидатов. Жюри остановило свой выбор на слове nylon – нейлон (найлон), которым и нарекли синтетическую ткань. Спустя некоторое время у нейлона объявились «братья» - ксилон, перлон, поролон. Их общее окончание -(л)он стала терминологическим признаком при назывании синтетических волокон.

После этого переходим к рассмотрению фразеологизмов. Вместе с учениками выясняем, что такое фразеологизмы. Источником фразеологизмов часто становится профессиональная речь. Так, язык портных дал нам такие фразеологические выражения: шито белыми нитками, на живую нитку, с иголочки.

Следующий этап работы – совместное обсуждение приведённых фразеологизмов.

Сначала ученики пытаются разъяснить их смысл самостоятельно, потом сверяются с фразеологическим словарём.

Далее обсуждаем происхождение некоторых фразеологизмов.

Так, выражение «работать спустя рукава» имеет прямое отношение к моде. В XV-XVII вв. на Руси встречалась верхняя одежда с очень длинными рукавами. Они не позволяли работать быстро и хорошо, поэтому приходилось собирать их в мелкую складку, чтобы освободить кисти рук.

Интересно происхождение и следующих фразеологизмов: «распоясался совсем», «ходить козырем», «держи карман шире».

Следующий этап занятия – знакомство с омонимами.

Учащимся предлагается отгадать несколько загадок, связанных со словами-омонимами. Вот одна из таких загадок: в природе это явление наблюдается во время грозы непосредственно перед раскатами грома. А в швейном производстве так называют один из видов застёжки (молния.)

Занимательны загадки и со следующими словами-омонимами: кокетка, рукав, срез, лапка, строчка, клапан, челнок.

Что дало и даёт этот урок?

У учащихся развивается интерес не только к швейному делу, но и к предметам гуманитарного цикла; расширяется кругозор и знания о происхождении слов и правилах словообразования, фразеологических оборотах. Урок способствует развитию речи, образного мышления, формированию познавательного интереса учащихся и межпредметных знаний, стимулирует умение работать со справочной литературой.

Таким образом, только уже на примере этого урока, можно сделать вывод: при проведении интегрированных уроков систематизация содержания образования приводит к формированию целостного представления о предмете изучения, которое поможет ребёнку осознать разнообразные связи между объектами и явлениями.

Литература:

  1. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово // Книга для внеклассного чтения (8-10 кл.). - М.: Просвещение, 1987- 208 с.
Панфилова Альбина Унгаровна18.04.2016 4020 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar