РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Избирательное право младшим школьникам в условиях реализации ФГОС

Белокопытова Елена Владимировна

Выполнила:
Белокопытова Елена Владимировна
учитель начальных классов
высшая категория

В числе важнейших проблем воспитания в современной педагогике серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения, поскольку это затрагивает как судьбы самих детей, так и судьбу России. На каком фоне идёт формирование духовно – нравственных ценностей у современных детей? Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка. Очень серьёзное влияние на формирование ценностных ориентиров подрастающего поколения оказывают СМИ. Зачастую эта информация искажённая и наносит вред сознанию детей. Вот поэтому основная работа в этом направлении легла плечи школы.

Что можно понимать под духовно-нравственными ценностями, которые мы с вами должны формировать у младших школьников?

Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского.

Нравственный идеал в его понимании:

  • умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца;
  • гармоническое единство общественного и личного , большого и малого в духовной жизни личности;
  • потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей;
  • чувство человеческого достоинства, уважение самого себя , умение дорожить своей честью, стремление к нравственному совершенствованию;
  • любовь к труду
  • открытость сердца радостям и горестям других людей .

Для формирования у младших школьников нравственного идеала учитель, осуществляет, беспрерывный процесс духовно-нравственного воспитания. Это происходит и во время учебных занятий, и во время внеурочной деятельности.

Одним из аспектов духовно - нравственного воспитания обучающихся начальной школы является патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание заключается не только в формировании чувства любви к своей родине, гордости за неё и т.д. Оно включает в себя так же формирование правовой грамотности подрастающих граждан России в области избирательного права.

На просторах интернета, в методических пособиях мы с вами очень много можем найти интересного материала по вопросу прав и обязанностей младших школьников. А вот по вопросу избирательного права для обучающихся начальных классов почти ничего нет или совсем ничего нет. Почему так происходит?

Создание правового государства, укрепление демократических основ общественной жизни в условиях перехода от одной социально-экономической системы к другой сопряжено с преодолением ряда объективных и субъективных трудностей. Среди них наиболее значительным является недостаточное правосознание населения России, оставшееся в наследство от того периода истории страны, когда право и правовая культура не были в числе ведущих общественных ценностей.

Трудности в осуществлении перехода к демократии и рыночной экономике усугубили негативные настроения отдельной части населения в отношении реализации конституционных прав и исполнения обязанностей. В частности, низкой остается активность граждан в ходе избирательных кампаний. Все это свидетельствует об актуальности целенаправленного формирования правового сознания граждан нашей страны, и в первую очередь, подрастающего поколения

Избирательная система в России только складывается, но уже ясно, что в условиях апатии и равнодушия, царящих в обществе, вопрос об активном участии граждан в демократических выборах стоит достаточно остро. Наступит день, когда выпускники школ, достигнув 18-летнего возраста, станут избирателями, значит от них, от их активности, заинтересованности и информированности будет зависеть будущее нашей страны, и каждого из нас.

Одной из приоритетных целей образования сегодня, должно быть создание единой системы качественного правового просвещения и образования будущих избирателей.
К сожалению, в нынешней школе, время, отводимое на изучение избирательного права не велико. О нём обычно вспоминают в 9, 10, 11 классах на уроках обществознания и один раз в году, когда в школе выбирают президента и министров школьного самоуправления. В большинстве случаев это мероприятие никак не затрагивает начальную школу.

Проблема заключается в том, что на выходе из школы мы хотим видеть самостоятельную, грамотную, развитую личность. Которая знает свои права, обязанности, имеющую твёрдую гражданскую позицию. А в результате, в большинстве случаев получаем субтильную инертную личность, с несформированной чёткой гражданской позицией в области избирательного права.

Решение проблемы я вижу в следующем:

  1. правовое и гражданское воспитание, в области избирательного права школьников начинать необходимо не в старшем звене, а уже в начальной школе;
  2. воспитание детей в области избирательного права необходимо вести параллельно с просвещением в этой области и родителей учащихся;
  3. просветительская работа должна вестись в системе и от простого к сложному;
  4. избирательное право возможно преподавать на занятиях по внеурочной деятельности в рамках ФГОС;

В прошлом учебном году в рамках комплексной воспитательной программы «Всё обо всём» по внеурочной деятельности я провела два мероприятия, из трёх запланированных, на тему избирательное право. Дети проявили высокую заинтересованность изучаемой темы. Так появилось понимание того, что необходимо продолжать работу в этом направлении. Правовое воспитание в области избирательного права – это социальный заказ младших школьников.

Мной разработана рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа будущего избирателя».

Она включена в образовательную программу МБОУ СОШ №2 п.Южный на 2015-2016 уч.год и реализуется в 4 классах.

Цель программы по внеурочной деятельности «Школа будущего избирателя»:

  • повышение правовой культуры в области избирательного права всех участников педагогического процесса

Задачи данной программы:

  • создать у учащихся представление об истоках формирования современного избирательного права РФ;
  • расширить и систематизировать знания младших школьников в области политико-правовой сферы общества и основ конституционного строя РФ;
  • формировать у учащихся представления об основах избирательного законодательства РФ, о выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • посредством практических занятий с учащимися способствовать усвоению ими сложных понятий и терминов из области избирательного законодательства, формировать навыки активного участия в общественной и политической жизни школы, посёлка, района, области, страны;
  • способствовать формированию у учащихся необходимой правовой культуры, правового сознания, чувства гражданской ответственности и гражданского долга;
  • развивать познавательный интерес, речь, логическое мышление у детей;

Инновационность программы

Данная программа обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика данной программы состоит в том, что она основана на системно – деятельностном подходе к обучению и воспитанию, который является в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития личности обучающихся. Весь курс программы проводится на основе использования как традиционных методов обучения (беседа), так и направленных на формирование практических навыков и умений ( работа в проектных исследовательских группах, виртуальные экскурсии, деловая игра).

Содержание курса

Содержание программы по внеурочной деятельности « Школа будущего избирателя» имеет практико-ориентированную направленность.

Первый и второй разделы данной программы посвящены актуализации, расширению и углублению знаний младших школьников о возникновении, сущности, развитии демократии, так же формированию мотивации их познавательной деятельности по вопросу избирательного права и избирательного процесса.

  • (Мои права и обязанности. Что значит выбирать. Экскурсия в библиотеку «Знакомство с правовой литературой»),
  • (Исторический экскурс. Греция - родина демократии, выборов. Исторический экскурс. Выборы от Древней Руси до наших дней. Исторический экскурс. Выборы на Дону.)

Главной задачей третьего раздела является ознакомление с процедурой избирательного процесса на территории нашего района, области, так же практическое применение полученных знаний на практических занятиях и в жизненных ситуациях. (Мы - будущие избиратели. Сочинение «Почему и зачем я буду голосовать, когда вырасту.»

Этапы избирательного процесса.

  • Кто может голосовать. Списки избирателей.
  • В депутаты я пойду. Предвыборная программа.
  • Кандидат на пост президента . Кто он?
  • Голосуй за меня! Агитация.)

Содержание программы разделено на три раздела, находящихся в тесной взаимосвязи. В программу включены 18 часов теоретических занятий и 16 часов практических.

Предполагаемое использование результатов реализации программы

Книга – раскраска «Избирательное право от А до Я»

Каждый ребёнок в любую минуту своей жизни, а тем более в учебном процессе не только учиться чему-либо, но и развивается нравственно, эстетически, растёт духовно. Об этом надо помнить постоянно. Многое здесь зависит от самого учителя, его личностных качеств, профессиональной зоркости, способности заставить «заработать» нравственно любой материал.

У меня активная жизненная позиция. Я председатель участковой избирательной комиссии. Поэтому активно вовлекаю обучающихся в общественно – политическую жизнь района и страны в целом. Каждые выборы на своём избирательном участке я организую работу группы школьников, в их обязанности входит помогать пожилым избирателям, следить за порядком на участке.

Мои ребята принимают участие в конкурсах проводимых ТИК Мартыновсого района. Они заняли первое и второе места в конкурсе «Любимый район в лицах» к Дню рождения нашего района.

Мои ребята с родителями участвовали в областной акции «Голосуем всей семьёй» на выборах губернатора РО.

Мы активно приняли участие в месячнике молодого избирателя проводимого каждый год в феврале ТИК Мартыновского района: провели внеклассное мероприятие «Стадии избирательного процесса. Сказка «Выборы в лесу» для четвероклассников,
Голосовали на выборах кандидатов в молодёжный парламент Мартыновского района при Собрании депутатов 4 – го созыва, проводимых в 12 средних школах нашего района.

Воспитание духовно-нравственной культуры сегодняшних школьников – работа в зоне ближайшего развития всего нашего общества. Однако средствами одного, пусть и специально разработанного курса, эту серьёзную проблему не решить. Это долгий, систематический, сложный и многогранный процесс, который в школьный период жизни ребёнка не должен прекращаться ни на мгновение.

Благодарю за внимание.

Белокопытова Елена Владимировна03.05.2016 3470 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar