РАЗРАБОТКИ

Другие модули


К проблеме развития социальных качеств у младших школьников

Курганова Ольга Витальевна

Автор: Курганова Ольга Витальевна

В психолого-педагогических исследованиях социальное развитие рассматривается как процесс приспособления ребенка к социальной действительности миру людей), передачи и дальнейшего развития им социально-культурного опыта, накопленного человечеством, который включает в себя: культурные навыки, специфические знания, знакомство с традициями, обрядами и правилами, социальные качества, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе и других людей.

Показателем социального развития, по мнению Рылеева Е.В., Барсукова Л.С., является социальная компетентность - сознательное поведение в различных ситуациях, не противоречащее культурным нормам, потребность добиваться соблюдения этих норм другими, т.е. развитие социальных качеств, представляющих собой сложный компонент личности, вбирающие в себя психические процессы, личностные свойства, образование, предопределяющие устойчивое поведение ребенка в социальной среде.

В исследованиях отечественного педагога Н.И. Монахова развитие социальных качеств связывается с представлениями детей о способах и нормах социального взаимодействия, которые определяются знаниями:

  • норм поведения в общественных местах и дома (правил и норм поведения здороваются, прощаются, благодарят за оказанную помощь и т.д.)
  • норм общения со взрослыми и сверстниками (вежливо обращаются, не кричат, не перебивают собеседников и т.д.)
  • правил и норм поведения при организации совместной деятельности детей.

Применительно к младшему школьнику Н.И. Монахов выделил следующие социальные качества, которые развиваются на протяжении всего периода детства. К таким качествам исследователь относит:

  • Товарищество – близость, основанная на товарищеских (дружеских) отношениях, совместное участие в чем–нибудь на равных правах.
  • Уважение к старшим – почтительное отношение, основанное на признании их достоинств.
  • Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
  • Честность – искренность, прямота, добросовестность, занятие, усилие, направленность к достижению чего-либо.
  • Бережливость – бережное отношение к имуществу, расчетливость, экономность.
  • Дисциплинированность - подчиненность дисциплине (обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива, подчинение установленному порядку, правилам) соблюдение порядка.
  • Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость.
  • Любовь к прекрасному – постоянная сильная склонность, увлеченность тем, что воплощает красоту, соответствует ее идеалам.
  • Стремление быть сильным, ловким – настойчивое желание добиться физической или моральной возможности активно действовать.

В исследовании Н.В. Калининой развитие социальных качеств младшего школьника связывается с новой социальной действительностью и изменением социального статуса.

Автор считает, что для младшего школьника, только входящего в образовательную среду, неофициальная программа, ориентированная на освоение стратегий социального поведения, имеет не меньше, и даже большее значение. Начиная обучение, ребенок впервые сталкивается с социальной деятельностью, результаты которой оцениваются окружающими социально значимой оценкой. Общество впервые начинает предъявлять ему жестко заданные требования. Его отношение с окружающими людьми тоже начинают опосредоваться этими требованиями. В ответ на эти требования ребенок вырабатывает определенные способы и стратегии поведения в обществе. Усвоенные в детстве стратегии закладывают фундамент социального поведения и во многом определяют его в дальнейшей жизни. Стихийное становление поведенческих стратегий далеко не всегда обеспечивает эффективную социальную адаптацию, поэтому процесс их формирования нельзя пускать на самотек. Младшему школьнику необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий в обществе.

Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, Н.И. Ганощенко полагают, что развитие социальных качеств младшего школьника определяется содержанием происходящим в кризисе 7 лет личностных изменений, выделение в самосознании ребенка «социальной сущности его бытия». Это ставит его перед необходимостью адекватного отражения социальной действительности, ориентации в ней и порождает процесс развертывания такого рода деятельности, в которой ребенок может реализовать свою общественную сущность – ролевое поведение, смысловое действие, реальный поступок, под которым понимается особая система социально одобряемых действий ребенка в системе межличностных и общественных отношений.

В ряде исследований социальные качества рассматриваются через призму социальной компетентности, которая понимается как сознательное применение определенных норм и правил поведения в обществе, в котором отражается отношение к взрослым и сверстникам, как поведение ребенка в окружении сверстников и взрослых, отражающее его умение ориентироваться в возникшей ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувственность к состоянию окружающих его людей. Опыт поведения, соответствующий правилам, формируется у детей при условии организации упражнений в выполнении.

Все это свидетельствует о том, что развитие социальных качеств является весьма важной проблемой особенности в начальной школе, так как может обеспечить активное вхождение младшего школьника в школьную жизнь, в новые социальные условия.

Курганова Ольга Витальевна30.04.2016 3480 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar