РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проблема приобщения младшего школьника к читательской деятельности

Курганова Ольга Витальевна

Автор: Курганова Ольга Витальевна

Образование всегда связано с социумом – обществом, в котором мы живем, и всегда решает задачи, востребованные на данном этапе его развития. Современное общество поставило перед школой задачу развития активной, творческой, самостоятельной, конкурентоспособной личности. Эта задача решается путем демократизации и гуманизации образования, включения растущего человека в культурологический процесс, направленный на освоение всех богатств человеческой культуры.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство восприятия, образования и развития личности учащегося. Оно несет в себе огромный развивающий потенциал, влияя на формирование эмоциональноценностных отношений, обогащение личного опыта, интеллекта ребенка.

На сегодняшний день наука о формирование читателя значительно продвинулась вперед, т.е. накопила объективно-истинные знания и о читателе, которого можно считать хорошим, квалифицированным, и о процессе чтения, о подходах к его становлению с помощью учителя, о законах, которые либо помогают учителю работать эффективно, либо, если он о них не подозревает, делают процесс обучения чтению мучительным и нелюбимым как для него самого, так и для детей.

С точки зрения современной науки о формировании читателя, основное качество процесса чтения – это уровень самостоятельности, к которому подготовлен читатель при выборе книги-собеседника, и при осмыслении содержания текста. Основной формой подготовки ребенка-читателя к самостоятельной читательской деятельности является уроки литературного чтения. Однако опыт передовой педагогики прошлого и творчески работающих современных учителей начальной школы показывает, что выход в широкую внеклассную работу, постоянная опора на индивидуальный читательский опыт учащихся, учет их читательских интересов – это тот резерв литературного образования, использование которого может дать положительный эффект.

Чтение – многоаспектная и многофункциональная деятельность с позиций социокультурных, психологических, психолингвистических, педагогических и литературоведческих.

Чтение – это необычный феномен, созданный человечеством. Чтение и книга всегда будут актуальны, ибо они отражают опыт человека, его интеллект, чувства, творческий процесс, духовное состояние и в то же время углубляют, обогащают и развивают этот опыт, дают возможность человеку испытать эстетическое наслаждение в процессе чтения – сотворчества, чтения-сопереживания с автором словесного творчества, подтвердить или опровергнуть свои мысли, совершить для себя открытие самого себя или окружающего мира.

Издавна подчеркивались две функции книги в жизни общества – образовательная и воспитательная.

Чтение в начальном обучении рассматривается как сложное психофизиологическое явление, вбирающее в себя протекание многих процессов: эмоциональных, мыслительных, волевых, это работа мозга и речевого аппарата, которую надо умело организовать. Литература способна выполнить свои функции в процессе литературного образования только в том случае, если у читателя будет достаточно развита потребность в общении с художественным произведением, если у него появится желание читать. Говоря о читательской деятельности, следует остановиться на важном ее компоненте - мотивационном, являющемся исходным при самостоятельном чтении или включенном в процесс принятия учеником учебной задачи «для себя» и обеспечивающем эффективность всей системы действий и операций чтения.

Мотивационный компонент включает в себя сложное взаимодействие и взаимовлияние мотивов-целей, познавательного интереса как мотива, а также других разнообразных мотивов (внутренних, внешних, социальных и личных, первичных и вторичных, прямых и опосредственных, естественных и искусственных) В результате взаимовлияния мотивов формируется читательская деятельность как совокупность действий и операций, складывается отношение учащихся к чтению вообще, т.е. происходит развитие читателя.

Познавательный интерес является ведущим мотивом-целью учебной и читательской деятельностью школьника. Вначале – это просто желание научиться читать, испытываемое всеми детьми, затем – побольше узнать, найти в книге ответы на интересующие вопросы и, наконец, удовлетворить хоть в какой – то мере не насыщаемый познавательный интерес, получить эстетическое удовольствие от общения с книгой как великим чудом, вобравшим в себя весь опыт жизни человека, социальные и нравственные идеалы, образцовый язык, культуру общества. Сформированные учебно-познавательные мотивы – в отношении к читательской деятельности на этапе начальной школы это читательский интерес – в значительной мере характеризует младшего школьника как читателя.

Курганова Ольга Витальевна03.05.2016 3750 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar