РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие познавательной активности младших школьников в процессе обучения каллиграфии

Курганова Ольга Витальевна

Автор: Курганова Ольга Витальевна

Проблема интересного и занимательного обучения, способствующего развитию познавательной активности учащихся, остается актуальной темой в начальной школе. Здесь важную роль играет использование разнообразных технологий, методов и приемов обучения. В последнее время в методике русского языка особенно актуальной является проблема обучения первоклассников каллиграфически правильному письму. Данная проблема достаточно широко освещается как в методической педагогической литературе, так и в периодических изданиях. Однако требует особой разработки аспект обучения каллиграфии в начальной школе, связанный с развитием у младших школьников познавательной активности. В связи с чем можно говорить об актуальности нашего исследования.

Анализ литературы по проблеме развития познавательной активности (работ таких ученых, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Давыдов, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, П.Я. Гальпенин) свидетельствует, что термин этот ученые понимают по – разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность. Таким образом, на основании проведенного анализа, мы понимаем познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности. Важную роль в развитие познавательной активности младших школьников, как утверждают исследователи, играет использование разнообразных технологий, методов и приемов обучения. Это нетрадиционные формы проведения урока, которые повышают степень мотивации учения, эмоциональности, творчества, способствуют установлению сотрудничества преподавателя и учащихся, осуществляют идею личностного подхода к ученикам.

Проблема обучения первоклассников каллиграфически правильному письму достаточно широко освещается в работах Рамзаевой Т.Г., Львова М.Р., М.С. Горецкого В.Г., Сосновой О.В. и др. ученых. Отмечается, что конечная задача обучения письму заключается в том, чтобы ученик мог «перевести» звук в буквы, правильно и четко написать букву, проверить написанное и исправить допущенные ошибки, научиться излагать свои впечатления и мысли в письменной форме. Проанализировать опыт обучения первоклассников каллиграфии, опосредующий развитием познавательной активности учащихся, можно прийти к выводу о необходимости организации каллиграфической работы с использованием элементов проблемности и занимательности. С этой целью могут использоваться, в частности, прописи-раскраски.

В русле изложенных выше теоретических положений была разработана система обучения каллиграфии, направленная на развитие познавательной активности учащихся начальной школы. Опытно-педагогическая работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. Целью констатирующего эксперимента было выявление исходного уровня развития познавательной активности учащихся начальной школы.

Обследование учащихся позволило нам разработать систему каллиграфической работы, направленную на развитие познавательной активности учащихся. Работа строиться на дифференциальной основе, с учетом что, в классе были выявлены учащиеся с разными уровнями познавательной активности. В конце учебного года было проведено контрольное обследование учащихся. Целью данного эксперимента было выявление уровня познавательной активности учащихся экспериментального и контрольного классов на заключительной работе.

На основе полученных результатов эксперимента можно сделать следующие выводы. При проведение констатирующего эксперимента высокий уровень познавательной активности был отмечен у Леры и Кирилла. Эти учащиеся в учебном процессе проявили большую активность, их привлекает содержательная и процессуальная стороны учения, у них глубоко развиты, чувство долга и ответственности.

На первом этапе эксперимента средний уровень познавательной активности был отмечен у Егора, Кристины. Эти учащиеся осознали процесс обучения и самоопределились, продолжают совершенствоваться, но при диагностики было выявлено, что для них важен престиж в классе и благополучие, а также у них были выявлены мотивы боязни плохих результатов.

При проведении констатирующего эксперимента низкий уровень познавательной активности был отмечен у Леры, Дарьи, Анастасии. В учебном процессе эти дети не проявляли активности, боялись плохих результатов, хотели иметь престиж в классе и хорошее мнение о себе, но их интересовали содержательная и процессуальная стороны обучения.

Положительная динамика в развитии познавательно активности у учащихся экспериментального начального класса позволяет говорить об эффективности апробировавшейся нами системы каллиграфической работы, и подтверждает правомерность выдвинутой в начале исследования гипотезы.

Курганова Ольга Витальевна30.04.2016 3670 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar