РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация учебной дискуссии на уроках истории

Организация учебной дискуссии на уроках истории

«Я мыслю, значит, я существую» - много веков назад сказал философ Декарт, его слова и сегодня не потеряли свою ценность, действительно, мышление - то, что позволяет человеку добираться до истины, имея в своей голове большое количество смутных идей, развиваться, делать пускай даже маленькие, но открытия. И задача современной школы - помогать детям мыслить, развивать свой разум, что позволяет эффективней использовать свой организм и заложенные в нас дары.

На своих уроках я стараюсь использовать методы, максимально активизирующие мыслительную деятельность. К таким методам можно отнести - дискуссию. Я использую следующие дискуссионные приемы - мозговой штурм, круглый стол, дебаты.

Мозговой штурм удобно проводить на стадии вызова и рефлексии когда необходимо актуализировать имеющиеся знания у учащихся или подвести итоги. Дети коллективно обсуждают проблему, ищут её решение, при этом свободно выражают свое мнение, принимаются все идеи даже противоречащие общему мнению. Обычно я фиксирую мысли детей на доске, стараюсь учесть все высказывания. Например, в 7 классе урок по теме: «Великие географические открытия и их последствия» На стадии рефлексии ученикам предлагается ответить вопрос: «Каковы последствия Великих географических открытий?» На доске записываю версии учеников, предлагаю перейти к анализу и выбрать правильные ответы, подчеркиваю их. Затем выбираем положительные и отрицательные последствия, записываем в один столбик положительные, в другой –отрицательные. Этот прием учит детей находить решения разных проблем, а также рассматривать проблему с разных сторон, что пригодится ученикам в жизни. Очень важно, что дети сами приходят к определенным выводам, учитель лишь направляет их деятельность. Даже в слабых классах ученики активизируются и включаются в работу.

Организация урока в виде круглого стола требует более тщательной подготовки. На занятие выносится проблемный вопрос, в основу которого преднамеренно заложены несколько точек зрения, ученики заранее готовят небольшие доклады, в которых отражают свою позицию по вопросу. Время выступления ограничено, не более 5 минут. Учащиеся внимательно слушают, а в конце урока вместе со мной обобщают полученную информацию. Задача круглого стола сформулировать общую позицию, к которой пришли или близки все участники встречи. Данный прием я использую в работе при изучении тем, связанных с общественным движением, т.к. здесь всегда множество взглядов на пути развития общества, государства, но в основе их – желание видеть свою Родину развитой, процветающей и к этой мысли я подвожу учащихся в конце урока.

Таким образом, участие в «круглом столе» способствует приобретению таких навыков как:

  • активное слушание и коммуникация: умение выслушать различные точки зрения;
  • умение отстаивать собственную точку зрения;
  • критическое мышление и прогнозирование: нахождение значимой информации;
  • критическая оценка доказательств;
  • навыки сотрудничества и позитивного разрешения общественно-значимых проблем.

Для использования технологии дебаты необходимо выбрать подходящую тему или сформулировать её нестандартным образом. Например, тема в 7 классе: «Реформация в Европе. Обновление христианства» можно сформулировать так: «Реформация-достижение или проблема европейского общества?» Соответственно, класс делится на 2 группы- сторонников и противников реформации. Или «Петр I - чудо или чудовище?», вместо темы учебника «Преобразования в петровскую эпоху».

Задание учащимся заранее подготовить аргументы в защиту своей точки зрения, а так же вопросы другой команде.

Урок можно провести в игровой форме, тогда учащимся можно предложить перевоплотиться в участников тех событий, в моем примере это сторонники реформации (протестанты) и противники (католики). Каждой команде можно предложить придумать и нарисовать свою эмблему и представить её в начале урока(2 мин) Выбираем жюри, оно выставляет отметки в оценочный лист, обязательно прописываем критерии оценки ( аргументация, логика, структурирование, культура речи, культура поведения). В процессе дебатов учитель следит за временем, направляет учащихся, налагает санкции. Спикеры от команд представляют свои точки зрения, приводят аргументы(5 мин). Далее участники задают перекрестные вопросы, дополняют выступления, опровергают доводы. В конце урока подводим итоги, формулируем вывод по теме, стараемся сделать позитивный вывод, даём слово жюри, выставляем отметки.

Такая форма способствует тому, что ученики учатся рассматривать одно событие с различных точек зрения, учатся отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, а также уважать мнение другого человека.

Необычный урок обязательно понравится ученикам, потому что они не просто присутствуют на нём как зрители, а активно включаются в работу. Урок проходит динамично и интересно не только для детей, но и для учителя.

Подводя итоги можно отметить, что обращаясь к спорным вопросам истории, во время проведения дискуссий, мы не только обмениваемся информацией, но и учимся мыслить, рассматриваем проблему с разных сторон, составляем из множества разрозненных фактов целостную картину события. Такие уроки позволяют проявить индивидуальность, помогают ученику самоопределиться в сложных вопросах жизни, помогают совершенствоваться духовно.

Васильева Евгения Александровна07.05.2016 3590 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar