РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие речи учащихся начальных классов при изучении омонимов и многозначных слов

Развитие речи учащихся начальных классов при изучении омонимов и многозначных слов

Приходько Валентина Сергеевна
Студент, педагогический факультет
Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова 
(филиал) федерального государственного бюджетного 
образовательного учреждения высшего образования 
«Тюменский государственный университет»

В свете когнитивной лингвистики, рассматривающей многозначность как языковую универсалию, являющуюся, по мнению Е.В. Падучевой, продуктом когнитивного развития человека, а именно, его дискретного и системного представления мира, актуальной является проблема разграничения полисемии и омонимии как языковых феноменов [5]. Данная проблема неоднократно ставилась в исследованиях лингвистов. На современном этапе в связи со значительным количеством фундаментальных исследований в области лексикологии открылись новые перспективы для ее глубокого и всестороннего осмысления.

Обратимся к терминологии рассматриваемых объектов.

С точки зрения И.Б. Голуба и В.Д. Неклюдова, омонимия (от греч. homos -одинаковый, onyma- имя) - совпадение в звучании и написании слов, различных по значению [3].
Вместе с омонимией обычно рассматриваются смежные с ней явления, относящиеся к звуковой и графической сторонам речи, - омофония и омография. Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному (луг - лук), называются омофонами и (от греч. homos- одинаковый, phone- голос, звук). Слова, которые совпадают только на письме, но отличаются произношением, называются омографами (от греч. homos-одинаковый, grapho- пишу). Омографы обычно имеют ударение на разных слогах.

В.В. Виноградов многозначность слова (полисемию) определяет как наличие у слова более чем одного значения, т. е. способность одного слова передавать различную информацию о предметах и явлениях внеязыковой действительности [4].

Многозначность представляет собой следствие переноса наименования с одного предмета на другой. Н.М. Шанский подчеркивал, что основные виды переносных значений - это метафора (употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений), метонимия (употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внутренней или внешней связи между ними) и синекдоха (употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот) [7].

Проблему разграничения полисемии и омонимии прямо или косвенно затрагивают И.Б. Голуб и В.Д. Неклюдов, И.В.Евсеева, Т.А.Лузгина, И.А.Славкина и Ф.В.Степанова и др. И.Б. Голуб и В.Д. Неклюдов отмечают, что разграничение омонимии и многозначности отражено в толковых словарях: различные значения многозначных слов приводятся в одной словарной статье, а омонимы - в разных [3,6]. И.В.Евсеева, Т.А.Лузгина, И.А.Славкина и Ф.В.Степанова выделяют критерии разграничения омонимии и полисемии: этимологический, словообразовательный, синтаксический, семантический и др. [6].

Необходимо отметить, что сущность развития речи младших школьников заключается в процессе овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи - ее восприятия и выражения своих мыслей.

Программа по русскому языку уделяет большое внимание развитию речи учащихся. Одним из направлений развития речи является обогащение словарного запаса. В связи с этим большой интерес представляет работа над многозначностью слова. Обычно в методической литературе, в практической работе учителей обогащение словаря учащихся велось за счет количественного накопления новых слов, значения которых должны были усвоить ученики. В настоящее время в связи с возросшими требованиями к культуре речи учащихся необходимо работать не только над количественным, но и над качественным обогащением словарного запаса школьников. Эта работа должна пойти не по пути накопления новых лексических единиц, а в направлении раскрытия и усвоения многозначности уже известных слов.

Многочисленные ошибки учащихся, связанные с использованием в речи многозначных слов, свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над многозначностью и - шире - над значением слова вообще. Школьники не знают, а часто не умеют использовать различные значения полисемантичных слов, очень распространенными являются и ошибки, связанные с употреблением в речи слов с переносным значением. Их типы очень многообразны и не сводятся только к употреблению слова в несвойственном ему значении.

От многозначности школьники переходят к омонимам. Теоретический материал по омонимам и многозначности в начальной школе не дается, поэтому задача учителя - познакомить младших школьников в практическом плане с этими лексическими понятиями (без сообщения терминов). Для правильной организации работы с омонимами и многозначными словами необходимо четко разграничивать данные языковые явления.

Чтобы определить методику развития речи при изучении многозначных слов и омонимии, необходимо обратиться к методике развития речи на лексическом уровне, которая предусматривает следующие основные направления:

Обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. Это достигается посредством прибавления к словарю ребенка ежедневно 4- 6 новых лексических единиц.

Уточнение словаря – это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности. Данная работа предполагает: наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами; усвоение лексической сочетаемость слов, в том числе во фразеологических единицах; усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов.

Активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.

И.Ю. Винокурова отмечает, что основные источники обогащения и совершенствования словаря – это произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя. Все это – педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Но на речь учащихся влияют и другие, неконтролируемые источники (речь родителей, друзей и т. п.) [2].

Необходимо подчеркнуть, что все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений.

В младших классах лексическая работа в основном носит пропедевтический характер: она способствует формированию представлений о различных лексических единицах, подготавливает детей к усвоению соответствующей системы понятий. Школьники знакомятся с рядом лексических терминов, идет практическая работа, нацеленная на формирование некоторых умений: обнаружить явление, описать его, определить роль в тексте, самостоятельно использовать в собственной речи. Эта работа очень важна, поскольку интерес к родному языку формируется, прежде всего, через интерес к единицам лексического уровня.

Большое значение имеет работа над многозначностью слова. Обычно в практической работе учителей обогащение словаря учащихся ведется за счет количественного накопления новых слов, значения которых должны усвоить ученики. В настоящее время в связи с возросшими требованиями к культуре речи учащихся необходимо работать не только над количественным, по и над качественным обогащением словарного запаса школьников. Эта работа должна пойти не по пути накопления новых лексических единиц, а в направлении раскрытия и усвоения многозначности уже известных слов.

Многочисленные ошибки учащихся, связанные с использованием в речи многозначных слов, свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над многозначностью и над значением слова вообще. Школьники не знают, а часто и не умеют использовать различные значения полисемантичных слов, очень распространенными являются и ошибки, связанные с употреблением в речи слов с переносным значением.

М.Т. Баранов выделяет, что школьникам могут быть предложены следующие задания:

  • прочитайте рассказ (стихотворение). Найдите слова, употребленные в переносном значении;
  • подберите слова, которые имеют несколько значений, составьте с ними предложения;
  • назовите данными словами другие предметы (действия): ножка ребенка, кузнец бьет молотом, мальчик идет и т. п.;
  • подберите к каждому значению слова «сырой» синонимы [1].

Итак, в начальной школе теоретический материал по омонимам и многозначности не дается, поэтому задача учителя - познакомить младших школьников в практическом плане с этими лексическими понятиями (без сообщения терминов). Для правильной организации работы с омонимами и многозначными словами необходимо четко разграничивать данные языковые явления.

Процесс развития речи при изучении явлений многозначных слов и омонимии в младшем школьном возрасте будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  1. использование системы упражнений на развитие речи учащихся;
  2. использование в развитии основных источников обогащения и совершенствования словаря, произведений художественной литературы, тексты учебных книг;
  3. учет индивидуальных особенностей учеников.

Литература

  1. Методика преподавания русского языка в школе/Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Академия, 2001.-364с.
  2. Винокурова, И.Ю. Культура речи [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров /И.Ю. Винокурова, О.С. Конькова. – Мичуринск, 2013. - 134 с.
  3. Голуб, И.Б. Русская риторика и культура речи [Текст]: учебное пособие/И.Б. Голуб, В.Д. Неклюдов. – М.: Логос, 2011. – 326 с.
  4. Крaткий словaрь лингвистических терминов [Текст]/ Н.В. Вaсильевa, В.A. Винoгрaдов, A.М. Шaхнaрoвич – 2-е изд., доп. - М.: Рус.яз, 2003. - 213 с.
  5. Падучева, Е.В. Динамические модели в семантике лексики [Текст]/Е.В. Падучева.- М.: Языки славянской культуры, 2004. - 609 с.
  6. Современный русский язык [Текст]: Курс лекций / И.В. Евсеева [и др.]; Под ред. И.А.Славкиной; Сибирский федеральный ун-т. - Красноярск, 2007. - 642 с.
  7. Шанский, Н.М. Лексикология современного русского языка [Текст]/Н.М. Шанский. - 6-е изд. М.: ЛЕНАНД, 2015. – 310с.
Приходько Валентина Сергеевна31.05.2016 4170 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar