РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Нравственное воспитание младших школьников средствами художественной литературы, мультипликации и кинематографии

Нравственное воспитание младших школьников

С.А. Зеленкина
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 8
Красноармейского района Волгограда

Проблема нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве России.

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме.

Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди подростков, бродяжничеству, токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя асоциальной молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей, из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей.

Общество начинает ясно понимать, что нравственность неразрывно связана с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих нравственное развитие человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий нравственного воспитания. В этом ряду использование художественной литературы, мультипликации и кинематографии способствует тому, что дети младшего школьного возраста быстрее овладевают смыслами нравственных понятий и ценностей, у них сформировывается и развивается устойчивое стремление к пониманию сути нравственных поступков и мотивация собственного поведения.

Проблему нравственности изучали античные философы Сократ, Платон, Аристотель, Сенека; гуманисты эпохи Возрождения Петрарка, Данте. Особый интерес для нас представляют труды гуманистической этики и религиозной философии Н.А. Бердяева, Н.Кузанского, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, В. Зеньковского, взгляды педагогов классиков Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж-Ж Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарта, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского на нравственное становление личности.

Подход к определению места и значимости нравственного воспитания в становлении личности заложили учения В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьёва и др. Воспитательные концепции, сформулированные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, стали во многом исходными позициями для определения содержания и средств нравственного воспитания, основанных на принципах народности и широкого использования русского языка как средства общения и познания.

Гуманистический принцип свободы выбора развивается в идее о самосовершенствовании и свободном выборе души перед Богом. Эти идеи отражены в работах Н.А. Бердяева, К.В. Ельницкого, И.А. Ильина и использованы в работе в качестве обоснования необходимости формирования свободного нравственного выбора каждого воспитанника. Гуманистические принципы сотрудничества взрослого и ребёнка, обоснованные в трудах Л.С. Выгодского, С.Т. Шацкого, а также В.А. Сухомлинского, продолжающего традиции К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Я. Корчака, взяты нами для обоснования содержания и форм совместной работы по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста и воспитывающих взрослых.

Особую значимость для нашего опыта представляют основные положения личностно-гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили, гуманистические концепции личностно ориентированного образования М.Н. Берулавы, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, которые продолжают развитие гуманистических идей в образовании и воспитании.
Важными представляются положения, затрагивающие проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения, которой посвятили свои труды Б.Т. Лихачёв, Е.Н. Медынский, Л.М. Архангельский, Ю.П. Сокольников, Ю.Л. Азаров, О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, В.И. Петрова.

Необходимо учесть результаты исследований содержания, целей и форм нравственного воспитания школьников, которым посвятили свои труды учёные-исследователи Н.Е. Щуркова, М.Г. Яновская, а также отметить значимость определений сущности морали и нравственных ценностей для воспитания подрастающего поколения, которые стали предметом изучения таких учёных, как С.И. Архангельский, В.А. Блюмкин, Г.Н. Волков, Д.М. Гришин, С.А. Козлова, Л.В. Рувинский, П.С. Гуревич, Н.Е. Щуркова. Мы, безусловно, опирались на теорию воспитания и целостного педагогического процесса прошлого и современности, разработанных такими авторитетами педагогики, как К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, Н.В.Маслов, Б.Т. Лихачёв, Н.Д Никандров, П.И. Пидкасистый.

Таким образом, мы видим, что проблема нравственности достаточно изучена, появляется большое количество модулей по развитию нравственности у младших школьников. Но, не смотря на это, дети в большинстве своем остаются глухи к проблемам окружающих их людей, к тому, что происходит вокруг них. Их волнует свое собственное благополучие, и чаще материальное, нежели духовное.

К основным проблемам можно также отнести духовную нищету детей, потерю семейных традиций, эгоцентризм у детей и их родителей, недостаточную ориентированность родителей на верный выбор художественной литературы для детей, неконтролиуемость просмотра видео- и интернет-материала.

Помочь решить хотя бы половину проблем мы совместно с психолого-педагогической службой гимназии № 8 постарались, создав систему занятий в рамках федерального государственного образовательного стандарта второго поколения во внеурочной деятельности. Средства были выбраны целенаправленно, так как художественная литература, мультипликация и кинематография наиболее близки и понятны детям младшего школьного возраста. В нашей работе мы учитывали также сенсорные особенности детей и функциональную симметрию полушарий головного мозга для того, чтобы каждый из ребят получил полное представление о рассматриваемой проблеме.

Все вышесказанное определило структуру работы с детьми по формированию нравственных ценностей:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Просмотр отечественного и/или зарубежного мультфильма или кинофильма.
  3. Беседа по просмотренному и прочитанному, сравнение. Освоение норма и правил нравственного поведения.
  4. Решение проблемных ситуаций и ситуативных задач.
  5. Социальная практика (рисунок, коллаж, книжка-малышка, проект, спектакль, литературная гостиная, семейные вечера и т.д.)

В качестве примера мы приводим таблицу, в которой систематизирована технология работы с художественными произведениями, мультфильмами и кинофильмами.


п/п

Произведение,
автор

Худ.фильм, мульт.фильм, режиссер, год выпуска

Примерные вопросы для обсуждения

Нравственные качества, воспитываемые при работе над произведением

Социальная практика

  1.  

И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

«Стрекоза и Муравей», Николай Фёдоров, 1961 г.

Как изображена в басне Стрекоза?

Почему Стрекоза осталась без жилья?

Настали нужда и голод Муравья?

Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

Почему Муравей отказал Стрекозе?

Справедливо поступил Муравей?

Можно ли его назвать жадным?

Чему учит нас эта басня?

Осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость.

Воспитывает трудолюбие, мудрость, уважение к людям.

Рисунок, книжка-малышка.

  1.  

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

«Серая Шейка», Леонид Амальрик, Владимир Полковников, 1948 г.

С какой целью автор так подробно описывает первые признаки зимы?

Каковы жизненные позиции Селезня и Старой Утки?

Как ведет себя Утка, сталкиваясь с трудностями?

Как автор относится к Уточке?

Почему охотник никого не убил?

Почему именно человек спасает Серую Шейку?

Воспитание доброго отношения к тем, кто слабее, заботливое отношение друг к другу, сопереживание, доброты, бережного отношения к природе, верность Родине (птицы всегда возвращаются)

Придумать продолжение сказки, сделать кормушку для птиц, оставшихся зимовать.

 

  1.  

Л.Пантелеев «Честное слово»

«Честное слово», Марианна Новогрудская, 1978 г.

Что вам понравилось в этом рассказе?

Какие мысли и чувства вызвало у вас поведение мальчика?

Давали ли вы кому-нибудь «честное слово»?

Что заставило взрослых людей оставить свои дела и всерьез вступить в игру маленького мальчика?

Что думает рассказчик о будущем мальчика?

Воспитывает честность, отзывчивость, смелость, нетерпимое отношение к плохим поступкам.

Написание письма герою произведения.

  1.  

С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

«Двенадцать месяцев», Ольга Ходатаева, 1956 г.

Какой вы представили королеву? Почему её немного жаль?

Какой приказ отдала королева? Как вы его оцениваете?

Какова была жизнь падчерицы в доме мачехи?

Какие мысли возникли у девочки, когда она увидела сидящих вокруг костра людей?

Какие отрицательные качества высмеивает автор?

Пьеса-сказка была написана в годы Великой Отечественной войны и опубликована в 1943 году. Почему драматург взялся за светлую сказку для детей в эти годы?

Осуждает зло, глупость, эгоизм, жадность и жестокость.

Воспитывает трудолюбие, уважение к людям, веру в людей.

Спектакль


Основным результатом нашей работы мы считаем повышение уровня нравственной воспитанности обучающихся. Об этом свидетельствуют результаты диагностик, которые проводились совместно с психологами гимназии № 8. Диагностика уровня нравственной воспитанности необходима для отслеживания эффективности нашей работы и, в случае необходимости, её последующей корректировки.

Мы использовали три диагностики:

  • Диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у обучающихся;
  • Диагностика отношения к жизненным ценностям Н.Е. Щурковой;
  • Диагностика нравственной воспитанности по методике Н.Е. Щурковой.

Положительная динамика наблюдается. Кроме того, к результатам можно отнести и успешное участие обущающихся в разного рода конкурсах, творческих фестивалях и проектах.

Вышеописанная технология не замыкается на начальной ступени образования. Педагоги-предметники, классные руководители среднего и старшего звена могут использовать ее для воспитания нравственных ценностей детей. Перспективы использования данной технологии направлены на реализацию стандартов второго поколения и профессионального стандарта педагога.

 

Приложение

Диагностика изучения уровня сформировнности нравственных понятий у обучающихся

Задание: Как ты понимаешь следующие слова?

  • Добро
  • Зло
  • Мудрость
  • Мужество
  • Умеренность
  • Справедливость
  • Счастье
  • Дружба
  • Милосердие
  • Долг
  • Вина

Обучащимся проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», «вина», «счастье», «справедливость». Раскрывая смысл этих категорий, дети давали четкие ответы, в них звучали конкретные проявления того или иного понятия.

Труднее детям было объяснить такие понятия как «милосердие», «мудрость», «умеренность». Понимание этих понятий далеко от действительного.

 

Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску.

Список желаний:

  1. Быть человеком, которого любят.
  2. Иметь много денег.
  3. Иметь самый современный компьютер.
  4. Иметь верного друга.
  5. Мне важно здоровье родителей.
  6. Иметь возможность многими командовать.
  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
  8. Иметь доброе сердце.
  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
  10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

  • Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.
  • Пять положительных ответов – высокий уровень.
  • 3 - 4 – средний уровень.
  • 2 – ниже среднего уровня.
  • 0 - 1 – низкий уровень.

Исходя из ответов детей, можно сделать вывод, что высокий уровень отношения к жизненным ценностям у 3 человек (30%), средний уровень – у 6 учащихся (60%) , ниже среднего уровня – у 1 ученика (10%).

В представлениях детей о главных человеческих ценностях наблюдается положительная динамика. Духовные ценности преобладают над материальными, узколичностными и "продовольственно-вещевыми" потребностями.

Диагностика нравственной воспитанности по методике Н.Е. Щурковой

Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3-4 классов.

Ход проведения.

Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу лист букву «м» - мальчик, «д» - девочка).

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в бланке для ответов.

1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь?

а) обойду не потревожив;
б) отодвину и пройду;
в) смотря какое будет настроение.

2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты сделаешь?

а) ничего, какое мое дело;
б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
в) подойду и непременно заговорю.

3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

а) тороплюсь в школу;
б) если кто-то бросится на помощь, я тоже подойду;
в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих…

4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?

а) предложу свою помощь;
б) не вмешиваюсь в чужую жизнь;
в) если попросят, я, конечно, помогу.

5. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
в) вступаюсь за обиженного.

6. Ты дежурный. Подметая пол, ты находите деньги. Что ты делаешь?

а) они мои, раз я их нашел;
б) завтра спрошу, кто их потерял;
в) может быть, возьму себе.

7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?

а) на шпаргалки;
б) на усталость учителя: авось пропустит;
в) на свои знания.

8. Ты пришли на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?

а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

9. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?

а) соглашусь с благодарностью;
б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
в) отказываюсь решительно.

10. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?

а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
б) выполняю, конечно;
в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.

11. Ты побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?

а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
б) не знаю, как придется;
в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?

а) поднимаю рук и сообщаю о своем желании сделать работу;
б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?

а) напомню о праве на отдых;
б) делаю раз надо;
в) посмотрю, что скажут остальные.

14. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься?

а) отвечаю тем же;
б) не замечаю, это не имеет значения для меня;
в) разрываю все отношения с этим человеком.

15. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?

а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;
в) буду ожидать новых сообщений.

16. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?

а) ужасно завидую, мне неудобно;
б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
в) мне все равно.

17. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?

а) отдаю - здоровье дороже;
б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;
в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.

18. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуете вдали?

а) быстро начинаю скучать;
б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
в) не замечал (не замечала).

19. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?

а) отбираю интересное и приношу;
б) ненужных книг у меня нет;
в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

20. Когда ты слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?

а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
б) человеку просто повезло прославиться;
в) глубоко удовлетворён и не перестаю удивляться.

Бланк ответов
Номер вопроса буква ответа
а) б) в)
1. *
2. *

20. *

Обработка полученных данных.

Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

  • Графа а). Сосчитать * на вопросы 1, 4, 11, 12, 18, 19.
  • Графа б). Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.
  • Графа в). Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

  • Графа а). Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.
  • Графа б). Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.
  • Графа в). Сосчитать * на вопросы 11, 12.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается 

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М, 1996.
  2. Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. Минск, 1985.
  3. Бердяев Н.А. О назначении человека./ Сост. Л.И.Греков, А.П. Поляков. М.: Республика, 1993.
  4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. (Вопросы теории) М.: Педагогика, 1979.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1999.
  6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. Русский язык.1989.
  7. Залетова Т.Д. Уроки нравственности по материалам русских народных сказок. Экспериментальная программа для учащихся 1 класса общеобразовательной школы. СПб, 1999.
  8. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика. 1992. № 11-12. С. 22-26.
  9. Каптерев П.Ф. Нравственно-эстетический элемент в образовательном процессе. Изб. пед. соч. М.: Педагогика, 1982.
  10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.
  11. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. Учебн. пособ. для студ. пединститутов. М.: Просвещение, 1980.
  12. Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М, 1989.
  13. Ушинский К.Д. Нравственное воспитание как основная задача воспитания. Избр. Пед соч. в 2-х т. Т 1. М, 1953.
  14. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. М, 1992.
Зеленкина Светлана Андреевна14.08.2016 2940 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar