РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Создание ситуации успеха на уроках развития речи

Самойленко Елена Дмитриевна

Железинская общеобразовательная средняя школа №2
Районная августовская конференция учителей
Учитель: Самойленко Е. Д.

Успех меняет человека.
Он делает человека уверенным в себе,
придает ему достоинство, и человек обнаруживает
в себе качества, о которых не подозревал раньше.
Джой Бразерс

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться.
Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.

Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Ситуация успеха повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;стимулирует к высокой результативности труда;корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;развивает инициативность, креативность, активность;поддерживает в классе благоприятный психологический климат

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабаясаморегуляция. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же, как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

На уроках я использовала такие технологические операции создания ситуаций успеха как снятие страха, которое помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться. Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения. Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили»; авансирование успешного результата, помогающее выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться. Я даже не сомневаюсь в успешном результате».Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…... Выполняя работу, не забудьте о…..». Внесение мотива показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…». Высокая оценка помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение. Больше всего мне в твоей работе понравилось…. Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

При изучении нового материала можно создавать в классе группы, условно разделив их на «сильных», «средних» и «слабых» учащихся. Учитель объясняет новый материал для всего класса, затем предоставляет возможность группе сильных учеников проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала. Характер творческих заданий может быть различным: задания на установление межпредметных связей; упражнения, ориентирующие учеников на поиски разнообразных вариантов решения; задания на сравнение и сопоставление; задания исследовательского характера, а также на расширение кругозора.

Успех — понятие неоднозначное, многогранное. С точки зрения психологии, это эмоции радости, удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи. В этом отношении чувство успеха схоже с чувством эйфории.

С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов, как для отдельного ученика, так и для всего коллектива.

Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес;стимулировать работоспособность;корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку;развивать личностные качества со знаком «плюс»: инициативность, активность, креативность;поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.

Таким образом, одна из основных задач учителя сводится к созданию ситуаций успеха.

Для создания ситуации успеха необходима установка на деятельность (эмоциональная подготовка, проба, напоминание – мотивационный этап).

Исследования психологов показали, что уровень усвоения ребенком знаний напрямую зависит от уровня формирования и мотивации обучения. Нам всем известен тезис о том, работа учителя на уроке без мотивации учащихся и их личностных обстоятельств – равноценна работе в пустом кабинете. Таким образом, перед каждым учителем стоит задача формирования установки у учеников на успешное выполнение задания, на чувство сотворчества и сопричастности к действию, преодоление трудностей, которые могут возникнуть на пути или в процессе действия. Иначе говоря, учитель обязан формировать мотив достижений ученика.

Например, прежде чем ученики приступят к написанию сочинения по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор», на мотивационном этапе выявляли смешные и грустные моменты в комедии и в жизни, что помогло настроить их на урок.

Обеспечение деятельности, то есть создание условий для успешного решения задания – операционно-деятельный этап, при котором важно учесть особенности каждого учащегося для успешной деятельности и получения хорошего результата. Нужно уметь показать учащемуся, что ему удалось выполнить, а над чем нужно еще поработать, учитывая психологические особенности каждого ученика.

Немаловажным является сравнение полученных результатов с ожиданиями учащегося – результативный этап.

Ученица 8 класса, в сочинении «Смешное и грустное в комедии «Ревизор» пришла к следующему выводу: «В мире, каком живут герои комедии, я бы не смогла жить. Каждый герой является отрицательным и раскрывает только плохие качества. Их нечестность по отношению друг к другу, взяточничество раскрывает не только характеры того времени, но и нашего. Читатель может самостоятельно оценивать каждое событие в комедии «Ревизор» и, безусловно, данное произведение Н. В. Гоголя заставляет невольно задуматься о таких вещах».

На уроках я использовала различные варианты моделирования ситуаций успеха, такие как похвала. Это, на мой взгляд,самый мощный инструмент учителя. Если с ваших уст будут сыпаться сплошные дифирамбы, то цена такой похвале — ноль.

Как часто хвалить? — это вопрос вопросов. Бывает, что один учитель не скупится на похвалу, другой, наоборот, скуп на лестные слова, считая, что похвалу нужно заслужить. И оба по-своему правы. Наверное, этот вопрос должен решаться индивидуально учителем и конкретно для каждого ученика. Бывает, что доброе слово толкает ребенка на совершение «новых подвигов». А вот другие ученики начинают «светиться от радости», когда слышат только заслуженную оценку.

Также можно использовать коллективную похвалу, где каждый ребенок может утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ребенка всем классом. Например, можно овациями встречать победителя школьного конкурса, предметной олимпиады или просто ученика, выполнившего интереснейший проект.

Самым интересным, на мой взгляд, является прием «Эврика». Суть его в том, что я создаю такую ситуацию, в ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему собственные личностные качества. Например, можно предложить ученикам создать образ главного героя произведения различными методами: с помощью рисунка, музыки, сняв фильм, сложив песню или стихотворение. Подобные творческие задания раскрывают потенциал детей, а мы, учителя, в результате получаем целый «букет» талантливо выполненных работ.

Задания разной сложности взяты из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, «середнячки» могут отличиться творческим подходом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания.
Для учеников интересен и самостоятельный выбор задания, когда предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание должно быть одинаковым, ученики же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью учителя.

Наиболее интересным приемом является создание портфолио. Позволяет ученику наглядно видеть свои достижения: есть повод для гордости и переживания успеха. Портфолио можно разделить на несколько разделов: «Мои достижения», «Мои награды», «Мое творчество», «Отзывы». Хорошо, если к наполнению портфолио привлекаются не только учителя, но и родители, и одноклассники.

Созданию ситуации успеха на уроках литературы помогает сравнительный подход. Показав, как важен прием сравнения в произведении, учитель использует его уже на ином, более самостоятельном уровне работы учеников: дети сами должны сравнивать, сопоставлять. Зачем? Чтобы увидеть художественные детали, позволяющие понять текст, проникнуть в подтекст и подняться до его концептуального истолкования. Сравниваем все: слова, фразы, эпизоды, целые произведения. В сравнении всегда присутствуют два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Поначалу оба элемента предлагает учитель, который организует сопоставление произведений: поиск общего и различного (если произведения не имеют «точек соприкосновения», то и сравнение их бессмысленно).

Сравнительный анализ художественных произведений развивает аналитические способности учащихся, помогает им видеть художественные детали в произведении. Если ученик видит деталь, понимает ее значение – это его читательское открытие. Как раз и возникает ситуация успеха, которая создается внутренним осознанием себя как первопроходца.

Это открытие должно получить общественное признание.

Сравнительный анализ – прекрасный инструмент создания проблемной ситуации. Проблемный подход соответствует компетентностной модели образования, которая отказывается от готовых знаний «на все случаи жизни», а предполагает формирование умений эти знания добывать. Организация образовательного процесса в форме учебной деятельности и лежит в основе современного урока литературы. Проблемный подход к изучению литературы как нельзя более отвечает ее сущности, ведь истинные произведения словесного искусства проблемны по своей сути. Но это не значит, что проблема, поставленная автором художественного произведения, автоматически будет воспринята учащимися. Реализация проблемного подхода требует определенной организации учебного процесса и может иметь самые разные формы, выбор которых зависит и от особенностей произведения, и от специфики класса, его подготовленности, и от технических возможностей. Сравнительный подход является универсальным ключом, которым открывается любое произведение. Но воспользоваться этим ключом можно по-разному.

Примером может послужить сочинение ученицы 8 класса, которая на тему «Проблемы воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» пользовалась именно сравнительным анализом. Сопоставив воспитание Митрофана и современное воспитание, она пришла к выводу, что не только от учителей зависит образование человека. «Митрофан вырос избалованным и эгоистичным, потому что родители баловали его, сами были невоспитанными людьми. Семья Митрофана – не лучший пример для подражания: «Зачем учишься считать и делить, забирай и присваивай себе все, и не нужна эта арифметика» - говорила Простакова». Так она объясняла, что Митрофан в дядю пошел, то есть автор показал тем самым, что не один наш герой необразованный.

Софья раскрывает, на мой взгляд, образ чистоты и благоразумия. Хотя она тоже выросла в небедной семье, Софья была воспитанной и образованной. Можно сделать вывод, что на образование и воспитание человека влияет не только окружение, но и личные качества и желание учиться, получать знания.

Воспитание взрослых людей в комедии считается смешным. Простакова не умеет читать, но в этом виновата она сама.

В произведении автор показал разные взгляды на жизнь, но сумел раскрыть свое отношение и привести аргументы необходимости воспитания и образования».

Помимо сравнительного подхода, можно использовать межпредметные связи. Например, использование произведений живописи на уроках литературы приучает учеников видеть своеобразие каждого вида искусства, эстетически понимать его язык. Уже в 7-8 классах произведения живописи будут не только помощниками, пробуждающими воображение учеников, но и инструментом анализа художественного произведения, обогащающим его восприятие. Пейзажи русских художников, например, органически впишутся в урок по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» и позволят вести разговор о роли природы в художественном творчестве. Так, используя сравнительный анализ, живопись, возможно, даже и музыку, на уроках литературы я могла охватить огромный ряд вопросов по художественному произведению.

Как пробудить и сохранить интерес к учению? Этот вопрос давно волнует педагогов. Август Соломонович Белкин, доктор педагогических наук, убежден, что, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Как видим, все педагоги считают, что основы успешности личности формируются в школе.
Создание ситуации успеха в школе — один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Другими словами: успех в учебе сегодня — успех в дальнейшей жизни.

Список использованной литературы:

  1. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? М., «Просвещение», 1991.
  2. Соловейчик С. Л. Учение с увлечением.
  3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.
  4. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М., «Педагогика», 1974.
  5. Сочинения учениц 8 класса
Самойленко Елена Дмитриевна19.08.2016 3640 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar