РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методические рекомендации по вопросу патриотического воспитания на уроках изобразительного искусства.

Методические рекомендации по вопросу патриотического воспитания на уроках изобразительного искусства.

Целью современного российского государства провозглашается «Возвращение сильной, единой, независимой во всех отношениях России, приверженной собственной, присущей только ей модели общественного развития» В.Путин.

В Национальной доктрине образования в Российской федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвания обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового , демократического, социального государства, уважающего права и свободу личности и обладающей нравственностью…» В Законе РФ «об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.

События последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают заметно возросший интерес нашего общества к традиционному российскому патриотическому сознанию.

Школьный учитель является главным пропагандистом патриотизма в современном образовательном учреждении. Чтобы воспитать гармонично развитого человека, наделенного возможностями полностью раскрыть свои способности, в первую очередь необходимо гармоничное содержание образования.

Одной из задач содержания образования по изобразительному искусству является патриотическое воспитание.

Производственная культура, техническая и естественнонаучная, общественная и гуманитарная - важнейшие отрасли духовной деятельности человека.

В недрах древнего материального производства зарождается спектр искусств. От устного народного творчества искусство Слова проделало гигантский путь – до литературных произведений потрясающей мощи, от народных песен до многоголосных, величайших хоров и симфоний, от древних карнавалов до современных академических театров, от простейших наивных рисунков до бессмертных шедевров мастеров-художников.

Человеческие переживания порождают потребность познать их сущность и желание управлять ими. Управлять так, чтобы быть гражданином с высоко развитым человеческим достоинством и глубоким пониманием своего долга перед обществом перед своей Отчизной.

Жизнь требует поправок в направлении эстетического развития личности. Научно организованное эстетическое воспитание сильно влияет на выработку идейно – политических убеждений, нравственности, этики. Поэтому роль учителя в познавательном процессе - научить ребенка видеть прекрасное в окружающей среде, на полотнах художников, уметь анализировать произведения, самим творить.

Учитель рисования должен пробуждать в детях чувство прекрасного и возвышенного, обращать внимание детей на красивое в жизни, научить их замечать, чувствовать, воспринимать красоту родного края, любоваться ею, радоваться ей. Вкус – не прирожденное качество человека, он развивается. Учитель показывает детям, как богата природа цветовыми оттенками, многообразием форм. Надолго остаются у детей воспоминания о красотах природы, о тех днях, которые они провели на воздухе, о тех неописуемых сочетаниях цветов, которые они наблюдали в жизни и которые доставили им много радостных волнений. Рисуя с натуры ( на пленере) пейзаж, ветки деревьев, листья, цветы, дома и улицы родного города, учащиеся начинают больше интересоваться природой, богатством и разнообразием её форм. Рисование помогает человеку шире и разностороннее видеть мир.

«… от нас зависит, будет ли богатство высокого художественного наследия нашего русского народа использовано будущими поколениями как знамя и меч в борьбе за культуру нашей родины или станет лишь бисером для игры »- Неменский Б.М.

1. Архитектура.

Архитектура России прошла долгий путь развития. Сменялись эпохи, стили, направления. К. Валишевский писал, что Россия была одной из тех лабораторий, где самые разнообразные художественные течения встречались и смешивались, чтобы создать среднюю форму между восточным и западным миром.

Соразмерность человеку стала основополагающим принципом новой архитектуры эпохи гуманизма. Как все это соответствовало устремлениям русского человека, осознающего свое единство с природой, почитающего в течение веков Мать-Сыру Землю! Вряд ли нужно напоминать, что именно красота и великолепие убранства византийских храмов, торжественность церковной службы послужили для князя Владимира веской причиной выбора для крещения именно православия.

Дерево украшало Русь теремами и деревянными храмами, избами и мельницами, колодцами, и, конечно, за долгие годы сложилось искусство резьбы и росписи по дереву.

Хорошо в теремах изукрашено,
На небе солнце, в терему солнце,
На небе месяц, в терему месяц,
На небе звёзды, в терему звёзды,
На небе заря, в терему заря –
И вся красота поднебесная.”

2. Петровская пора.

Для понимания особенностей русской культуры XIX и начала XX в. существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии и законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в «золотой век» Екатерины II. Начало XIX в. ознаменовалось министерской реформой Александра 1, который на практике проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского порядка, учитывая новый «дух времени», в первую очередь влияние Великой французской революции 1789 г. на умы, на русскую культуру. Одним из архетипов этой культуры является любовь к свободе, воспеваемая русской поэзией, начиная с А.Пушкина и кончая М.Цветаевой.

Крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. И тем не менее, несмотря на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия в XIX в. сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры совпал с началом революционно-освободительного движения в России.

3. Жанровое искусство России 18-19 век.

Подъём патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры. В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость.

Россия не знала грамоты — в среде интеллигенции сосредоточилась вся мировая культура: здесь цитировали наизусть греков, увлекались французскими символистами, считали скандинавскую литературу своей, знали философию и богословие, поэзию и историю всего мира.

4. Искусство художников–передвижников. Критический реализм.

На творчестве этих художников основывается обучение изобразительному искусству в школе. Целью Товарищества, созданного художниками-передвижниками являлась пропаганда русского искусства. Все виды жанров : портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, отражены на полотнах художников.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни Русского народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.

Центральной темой искусства стал Русский народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.

Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. В1870 году зародилось «Товарищество передвижных художественных выставок», профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях. Иван Николаевич Крамской (1837—1887) был руководителем.

«Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение.

Самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов (1834—1882). В своих произведениях Перов страстно обличает существующий строй, с большим мастерством и убедительностью показывает тяжелую долю народа. Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе проникнуты картины «Охотники на привале», «Рыболов». Его творчество пронизано любовью к народу, стремлением осмыслить явления жизни и языком искусства правдиво рассказать о них. Его творчество как бы перекликается с поэзией Некрасова, с произведениями Островского, Тургенева. Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского).

Творчество Виктора Михайловича Васнецова (1848—1926) тесно связано с русскими народными сказками, былинами, сюжеты которых он брал за основу своих картин. Его лучшее произведение — «Три богатыря». Перед зрителем любимые герои русского былинного эпоса — богатыри, защитники русской земли и родного народа от многочисленных врагов.

Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван Иванович Шишкин (1832—1898). Русскую природу Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах.

Классические произведения Шишкина — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя...» «Лесные дали»— воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.

Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве Исаака Ильича Левитана (1860—1900) - мастера спокойных, тихих пейзажей. «Картины Левитана требуют медленного рассматривания,— писал большой знаток его творчества К. Г. Паустовский.— Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков».

Илья Ефимович Репин (1844—1930). Многочисленные этюды, привезенные из путешествия по Волге , он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Она произвела сильное впечатление на общественность. Репин стал знаменем передвижников, их гордостью и славой. Пожалуй, не меньшее впечатление, чем «Бурлаки», производит «Крестный ход в Курской губернии». Яркое голубое небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли, золотое сияние крестов и облачений, полиция, простой народ и калеки — все уместилось на этом полотне: величие, сила, немощь и боль России.

Василий Иванович Суриков (1848—1916) родился в Красноярске, в казачьей семье. Расцвет его творчества приходится на 80-е гг., когда он создал три самые знаменитые свои исторические картины: «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Его произведения «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы» — вершина русской и мировой исторической живописи. Величие русского народа, его красота, несгибаемая воля, его трудная и сложная судьба — вот то, что вдохновляло художника.

Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников» попали в собрание Третьякова. Собирать картины русских художников Павел Михайлович начал с 1856 г. Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры.
Русское изобразительное искусство, проникнутое передовыми идеями того времени, служило великой гуманной цели — борьбе за освобождение человека, за социальное переустройство всего общества.

5. Военный и послевоенный период.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 на первый план выступает тема Родины, советского патриотизма. В эти годы создаются не только картины о войне ,но и подвиге, силе и могуществе русского народа. Особо нужно сказать о памятниках, посвященных героям войны : Мамаев курган в Волгограде-Сталинграде автор В.Вучетич, о том, что в каждом городе есть памятники, мемориалы посвященные русским солдатам, отдавшим свои жизни ради жизни других. Беседы на тему «Вечный огонь», «Города-герои».

6. Декоративно-прикладное искусство России народное – душа народа, его чувства и представления о лучшей жизни.

Народное декоративно-прикладное искусство, богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии для современного профессионального декоративно-прикладного искусства. Культура отношения к материалу, цветовая, линейная, орнаментальная культура вырабатывались от поколения к поколению, находясь в прочной связи с окружающей природой, темпераментом и мироощущением народа. Так же как истинные поэты, композиторы черпают вдохновение в народном фольклоре, песнях, плясках, так и художники проявляют огромный интерес к народному искусству.

Таким образом, учитель изобразительного искусства должен на своих уроках рассматривать искорки патриотизма в различных жанрах изобразительного искусства.

Библиография

  1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. “Очерки истории архитектур М.: "Изобразительное искусство", 1993
  2. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. “Мифы древних славян. Велесова книга.” Саратов: "Надежда", 1993.
  3. Маерова К., Дубинская К. “Русское народное прикладное искусство.” М.: "Русский язык", 1990.
  4. Неменский Б.Н. «Мудрость красоты» о проблемах эстетического воспитания, М.: «Просвещение», 1981.
Галганова Елена Алексеевна26.08.2016 2040 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar