РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Работа над понятием "художественная деталь" в 5-8 классах.

Федорова Юлия Владимировна

Ю.В. Федорова,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей при УлГТУ №45» г. Ульяновск

Жизнь современного подростка сопровождают бешеные ритмы, информационные потоки . Школьники мало читают. А если и читают, то не хватает бедным детям  времени на «погружение» в текст , на обдумывание прочитанного. Снижается интерес к художественной классической литературе. Мы, учителя литературы, все чаще задаем себе вопросы: То, что мы делаем, значимо ли для наших учеников лично? А современным социумом востребовано? А где и в чем выразится потом применение учениками их сегодняшнего опыта деятельности?

Новые требования к преподаванию школьного курса литературы во многом обусловлены переходом старшей школы на профильное обучение и сдачей итоговых экзаменов в форме ЕГЭ. [5,21] Теперь знания становятся средством преобразования ситуации. Таким образом, происходит смещение акцентов со «знаниевого» на компетентностный подход к образованию.[6,68] Это ведет к смене образовательной парадигмы и предполагает поиск таких подходов и методов обучения учащихся, когда они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. А мы, учителя, всегда ли учим тому, что действительно пригодится ребенку? Наверное, нужно почаще задаваться этим вопросом.

Существуют различные подходы к проблеме изучения теории литературы в школе. Чтобы обеспечить в старших классах наиболее полноценное восприятие художественного произведения, добиться творческого  подхода к его  анализу, необходимо целенаправленно и эффективно работать именно в среднем звене над формированием у учащихся литературных способностей.         

Возраст учащихся 5-8 классов  важен для накопления  опыта,  для приобретения знаний о действительности, для формирования умственных операций. Поэтому, начиная с 5 класса,  нужно знакомить детей с основными литературоведческими понятиями, которые   формируют   у ребят  понятийный  мышление. Среди  необходимых знаний – понятие «художественная деталь литературного произведения». [2,102]

Художественная деталь (от франц. detail - подробность, мелочь, частность) - одно из средств создания художественного образа, выразительная подробность, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении. [1,38]

Художественная деталь  может воспроизводить подробности  обстановки, внешности человека, пейзажа, портрета, интерьера, но она всегда используется для того,  чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и окружающую их среду.

Деталь фокусирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным. Детали- это мельчайшие единицы, несущие  значительную идейно-эмоциональную нагрузку. Выразительная, счастливо найденная деталь - свидетельство мастерства писателя, а умение замечать и ценить детали -  свидетельство культуры, филологической грамотности читателя.

Справедливо обращая внимание на  большое смысловое и эстетическое значение детали, В.Набоков писал: «Читая книгу, следует прежде всего замечать детали и наслаждаться ими» [3, 245] 

Смысл и сила детали в том, что «в бесконечно малое вмещено целое” [4, 303]

Понимание и умение работать с художественной деталью поможет  ученику научиться видеть особенности словесного построения произведений, поможет окунуться в художественный мир писателя. 

В смысловом отношении детали делятся на портретные, бытовые, пейзажные и психологические. Остановимся  на психологической  детали в рассказах  А.П. Чехова.

"Краткость - сестра таланта", - писал в своей записной книжке Антон Павлович. Самому ему таланта было, безусловно, не занимать, поэтому мы и сегодня, через сто лет после его смерти, зачитываемся короткими и остроумными рассказами этого гениального писателя.

Как  же удавалось ему в своих маленьких, с незатейливым сюжетом рассказах так мастерски высветить ситуацию, раскрыть характеры персонажей? Предлагаем Вашему вниманию вариант работы на уроках по рассказам А.П.Чехова «Хамелеон» и «Смерть чиновника». Можно заранее задать домашнее задание по нахождению деталей в тексте рассказов, по составлению вопросов для обсуждения в классе. В слабом классе вопросы может задавать и учитель. Заметим, что работа по наблюдению над художественной деталью ведется с 5 класса.

Начнем с рассказа «Хамелеон»:

Как характеризуют персонажей их фамилии?  Они  зачастую не нуждаются в дополнительных эпитетах: полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин.

Знакомя нас с действующими лицами, А. П. Чехов уточняет, что в руках у городового - решето с конфискованным крыжовником. Для чего нужно такое уточнение?

Хрюкин с "полупьяным лицом" пытается добиться справедливого возмездия за свой укушенный маленьким щенком палец.  В чем несуразица этой ситуации?

Такие нюансы в описании героев помогают нам полнее и глубже понять их характеры, образы.

Призывая на помощь художественную деталь, а не углубляясь в сложную психологию, писатель  демонстрирует нам бурную смену чувств Очумелова во время непростого разбирательства.

Почему Очумелова бросает то в жар, то в холод? Он  боится "промахнуться" со своим решением. И генералу надо угодить, и авторитет сохранить.

А что еще меняется в Очумелове при этом?  Снимая и надевая свою шинель, полицейский надзиратель как бы меняет маски, и вместе с тем меняется его речь, настроение, отношение к ситуации.

Так почему же рассказ называется «Хамелеон»? То хамство из Очумелова лезет, то угодливость, а шинель то снимается, то надевается. Шинель Очумелова — как окраска хамелеона.

Обратимся к рассказу  «Смерть чиновника».

Вот первая фраза этого рассказа: «В один прекрасный вечер не менее прек­расный экзекутор Иван Дмитрич Червяков сидел во втором ря­ду кресел и смотрел в бинокль на «Корневильские колокола».

Какое чувство мы испытываем при чтении этого предложения? Сразу ощущается ирония: слово «прекрасный», повторенное по отношению к чиновнику Ивану Дмитричу, да еще с нарочитой фамилией Червяков, это вызывает у нас улыбку.

Иван Дмитрич — экзеку­тор, то есть, по всей вероятности, чиновник 13-го класса, одна из  самых что ни на есть низких должностей на лестнице ран­гов.  И вот этот ничтожный по чину человек - узнаем мы –сидит в театре во втором ряду кресел. Представим, что это за день в его жизни и что предшествовало этому дню?  Может быть, долго копил он на билет, ведь  цена немалая. Готовил­ся к посещению театра: дело нешуточное - он окажется сре­ди людей «света», важных особ,  тут нельзя ударить лицом в грязь.

И вот настал этот день. Червяков сидит ни где-нибудь, а во втором ряду партера. Вокруг - высокопоставленные чиновники, дамы в бриллиантах. Из второго ряда  все отчетливо видно,  даже неловко нало­женный грим. Но он взял бинокль. Почему?  Возможно, что в первый раз он держит его в руках. А ведь на сцене не балет, который смотрят в бинокль, а оперетта, которую слушают. Но Червяков  ни о чем этом не думает, он наслаждается уже тем, что он в  те­атре. И для него это воистину прекрасный вечер: он млеет от счастья и удовольствия, присутствуя здесь. 

Вдруг  Червяков случайно чихнул и обрызгал лысину  генерала  Бризжалова. Это обстоятельство так поразило Червякова, что он постоянно ходит извиняться  перед Бризжаловым.  Генерал - человек не злой, сначала он благосклонно принимает извинения Червякова, но в конце, доведенный до исступления его назойливостью, выгоняет  вон.

Червяков не видит своей назойливости и не понимает, почему Бризжалов так раздражен. Испытывая страх перед генералом, он думает, что его карьере конец, приходит домой и умирает.

О чем нам говорит последняя фраза: "Прийдя  машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер"?  В одном предложении дается полная характеристика человека:  герой умирает, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа как будто приросла к нему.

Эта деталь показывает, что страх перед  вышестоящим  чином убил человека.

Писатель высмеивает чиноугодничество и приспособленчество. Каждая мелочь  играет на раскрытие образов.  Уделяя особое внимание точности в подборе описаний, художественных деталей, А. П. Чехову удалось создать настолько емкие и запоминающиеся образы, что многие из них стали нарицательными и не потеряли своей значимости даже сегодня.

На примере изучения рассказов А.П. Чехова делаем вывод, что писатель  в простоте обывательской жизни умел  обнаружить ее абсурдную бессмысленность, он отвергал  рабскую пошлость существования без цели, мечтал  о гармонии людских отношений. Писатель  высмеивал  все, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и заискивание слабых, трусость, грубость и равнодушие. А ведь это - чеховское преломление темы "маленького человека"!

Таким образом, работая с понятием «художественная деталь»,   мы «ловим сразу несколько  зайцев»:  учим своих учеников видеть большое в малом, через деталь выделяем  главное в характере персонажа,  можем более обоснованно говорить  об идее произведения, о художественном  мире писателя.

В заключение  хочется отметить, что литература каждому дает столько, сколько он может взять. И  чем более подготовлен человек, тем больше получает он, чи­тая художественное произведение. Задача учителя литературы - увлекательно представить художественный мир писателя, ввести в него своих учеников  так, чтобы это доставило им радость и пробудило интерес к личности художника и особенностям его мастерства.

Нужно всеми средствами  содействовать тому, чтобы наши ученики овладели азами осмысленного художественно-эсте­тического восприятия текста, развили в себе (с нашей по­мощью) те качества, которые сделают для них чтение  произведений литературы движением к духовному прозрению, наукой, открытием, высоким наслаждением и жизненной потребностью.

И это при  этом следует помнить, что целью литературного образования по-прежнему остаётся образование в полном смысле слова : обширные знания , привычка мыслить , благородство чувств. Воспитание «эмоционального интеллекта» , «активной совести» , формирование идеала , личности в непрерывном её совершенствовании , социальной компетентности ученика , пробуждение мысли , осознание духовных ценностей – задачи , которые решает учитель литературы.

Литература

  1. Федорова Ю.В. Изучение художественной детали в 5-8 классах школы как       важная составляющая понимания художественного мира писателя // Гуманитарные          науки в начале XXI века. Межвузовский сборник научных статей. Выпуск 3.     Якутск, 2007.
  2. Елисеев И.А., Полякова Л.Г. Словарь литературоведческих терминов. Ростов:           Феникс, 2002.
  3. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. Учебное пособие             для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений. М.:    Просвещение, 1997
  4. Добин Е. Искусство детали. М.: Советский писатель, 1981
  5. Зинченко В.П.  Психологические основы педагогики.- М., 2002.
  6. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в       образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. – М., 2003
Федорова Юлия Владимировна27.08.2016 2720 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar