РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Теория и практика педагогической деятельности при работе в инклюзивном классе: проблемы, решения и эффективность

Яна Александровна Невмержицкая

Автор:
учитель начальных классов
Яна Александровна Невмержицкая

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, модернизация содержания образования, изменение контингента обучающихся требует формирования педагога нового типа, способного активно участвовать в создании условий для обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей. Поэтому при изучении этой проблемы обратимся к уже имеющимся знаниям о таких понятиях, как дифференциация, индивидуализация, инклюзия.

Есть множество различных определений понятия дифференциация, но с моей точки зрения наиболее верным является определение Унта И.Э. : «Дифференциация-это разделение учащихся на группы на основании каких-либо индивидуальных способностей для отдельного обучения» ( с. 2, Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990. — 192с. )

Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение. Поэтому понятие «дифференциация обучения» тесно связано с понятием «индивидуализация» (учет каких-либо качеств учащихся)

Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности. (Митин С.Н. Индивидуализация и дифференциация в процессе обучения: Методические рекомендации. Ульяновск: ИПК ПРО, 1998)

Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, особенно в продуктивном, проектном обучении.

В современной педагогике все чаще встречается понятие «инклюзивное образование».

Инклюзивное (франц.inklusif- включающий в себя) или включенное образование-термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах (ЮНЕСКО)

В настоящее время многие учителя общеобразовательных учебных заведений все чаще сталкивается с проблемой внедрения инклюзивного образования в учебно-воспитательный процесс.

Я считаю, что реализовать внедрение инклюзивного образования на практике без применения дифференциации и индивидуализации обучения невозможно.

Когда в обычный класс приходят дети с ограниченными возможностями здоровья. У учителя возникает вопрос: «Что делать? Как научить такого ребенка, уделить ему должное внимание, при этом не ущемив прав на получение достойного образования у остальных учеников класса?». Но главное, что беспокоит учителя это как организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы действительно помочь, не навредив при этом.

К педагогу в таком случае предъявляются особые требования: способность активно участвовать в создании условий для обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей; умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для обучающегося, независимо от его возможностей, что обеспечивает качество и доступность овладения программным материалом; должен обладать социальными компетенциями: включаться во взаимодействие со специалистами образовательного учреждения, задействованными в создании условий для качественного образования ребенка, создавать условия для проявления субъектами педагогического процесса инициативы и заинтересованности, нести ответственность за результаты своих действий и действий воспитанников, обучающихся.

Здесь очень важными являются человеческие качества педагога: его доброта, отзывчивость, умение помочь ближнему, умение понять и поддержать не только ребенка, но и его родителей: «Главное при организации учебно-воспитательного процесса в инклюзивном классе необходимо помнить, что все мы родители, у всех есть близкие родственники, и никто не застрахован от того, что такой ребенок может появиться в любой семье. Поэтому к родителям у которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья необходимо относиться с особым пониманием»,- Ю.В.Крутихина.

Для того, чтобы обеспечить индивидуальный подход в инклюзивном классе, прежде всего необходимо:

Внимательно изучить результаты диагностики различными специалистами не только ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и остальных учеников класса;

Определить:

а) характер особых потребностей ребенка с ОВЗ в целом;
б) актуальный уровень каждого ученика;
в) индивидуальные потенциальные возможности всех детей в классе;

Организовать в классе безбарьерную развивающую предметную среду;

Создать атмосферу эмоционального комфорта, формировать взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;

Формировать у детей позитивную, социально-направленную учебную мотивацию;

Применять адекватные возможностям и потребностям обучающихся современные технологии, методы, приемы, формы организации учебной работы;

Адаптировать содержание учебного материала, выделяя необходимое и достаточное для освоения ребенком с ОВЗ;

Адаптировать имеющиеся или разработать необходимые учебные и дидактические материалы и др..

Создать условия для адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:

  • Организовывать уроки, внеучебные и внеклассные мероприятия с использованием интерактивных форм деятельности детей;
  • Организовывать внеклассную работу, направленную на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка обучающегося в классе инклюзии, реализацию их потребности в самовыражении, участии в жизни класса и школы;
  • Использовать адекватные возможностям способы оценки особого ребенка его учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

Привлекать дополнительные ресурсы, поддержки:

  • Привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса;
  • Формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров- методического центра, общественных организаций;
  • Организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

Повышать профессиональную компетенцию.

Первичная диагностика обучающихся при поступлении в школу помогает учителю определить не степень их готовности или неготовности, а возможности обучения и развития, помогает правильно поставить цели и определить соответствующий образовательный маршрут, который в свою очередь согласуется с родителями. Согласие родителей на обследование и оказание в дальнейшем помощи для ребенка с ограниченными возможностями здоровья обязательно, так как родители вместе с педагогами и специалистами несут ответственность за успех реализации поставленных в начале года задач.

При организации индивидуального подхода учитель должен создавать условия постоянного перехода от того, что ребенок умеет делать самостоятельно к тому, что он сумеет сделать в сотрудничестве, с помощью учителя, одноклассников.

Важно помнить, что для ребенка с трудностями в обучении прежде всего необходимо максимально полно адаптировать к жизни в обществе, семье, к обучению. А для этого необходимо:

  • Создать обучающему возможности для взаимодействия и общения с широким кругом людей;
  • Способствовать социализации ученика с максимально возможной степенью самостоятельности, прививать элементарные санитарно-гигиенические и трудовые навыки;
  • Улучшать знание и понимание обучающегося окружающей среды, общества и мира посредством общения с людьми, использования компьютера.

Самое важное – это создание благоприятных условий для последовательного развития с оптимальными для любого ребенка физическими и умственными затратами и с фиксацией видимого результата. И именно эти успехи так важно закреплять и стимулировать к дальнейшему развитию.

Учителю важно выстраивать программу обучения таким образом, чтобы обучающийся с особыми образовательными потребностями, в том числе, и с высокими интелектуальными, сумел реализовать свой потенциал на должном уровне и в полной мере.

Например в первом классе на уроках обучения грамоте очень остро стоит вопрос индивидуальных различий школьников. Очень важно организовать работу обучающихся таким образом, чтобы ни одна минута урока не пропала даром, чтобы «не потерять» ни самых читающих детей, ни тех кто начал знакомиться с буквами только в школе.

Дифференцированная работа на таких уроках позволяет повышать учебную мотивацию всех обучающихся: умеющие читать дети не только переживают ситуацию успеха, но и совершенствуют умение читать, а дети, только начавшие знакомство с буквами, осознают престижность получаемых знаний и умений, учатся слушать и отвечать на вопросы по услышанному.

При изучении нового материала создается проблемная ситуация, в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Для этого организуется работа в группах. Каждая группа получает свое задание, при выполнении которого должна сообщить нечто новое, интересное всему классу. Такой подход дает каждому ребенку возможность почувствовать себя значимым, внести свой вклад в общее дело.

Обязательным элементом при работе в классе инклюзии является анализ, который не только отражает результаты совместной деятельности учителя и ученика, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего ее совершенствования. Но самое главное применение индивидуализации и дифференциации обучения помогает каждому ребенку познавать себя, преодолевать трудности, способствует саморазвитию и формированию положительной «Я-концепции»

В своей работе я исходила из предположения, что если в процессе обучения учитель, зная индивидуально-типологические особенности обучающихся, будет умело подбирать формы и методы индивидуализации, ученик сможет комфортно чувствовать себя на уроке, получая развитие, которое не противоречило бы его возможностям, склонностям, интересам.

Используемая литература:

  1. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафона Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011.
  2. Библиографическое описание: Михальченко К. А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения [Текст] / К. А. Михальченко // Теория и практика образования в современном мире: материалы Международной заочной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012.
  3. Гусева, С.В. Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; подходы и способы его реализации [Электронный ресурс] / С.В. Гусева. – Режим доступа: www.valeocentre.ru.
  4. Инклюзивное образование. Выпуск 1.С.В. Алёхина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина - М.: Центр «Школьная книга», 2010.
  5. Митин С.Н. Индивидуализация и дифференциация в процессе обучения: Методические рекомендации. Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
  6. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990. — 192с.
Яна Александровна Невмержицкая13.09.2016 2660 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar