РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Реализация краеведческого компонента воспитательной работы во внеурочной деятельности в рамках СФГОС.

Шагундокова Д.М.,
учитель начальных классов.

В новом Федеральном государственном стандарте специального образования особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности умственно отсталых школьников, как одного из ведущих средств формирования у них жизненно важных компетенций. Заложенные в основу стандарта деятельностный и дифференцированный подходы способствуют полноценному личностному и физическому развитию учащихся, благодаря учету их индивидуальных особенностей развития и рациональной организации их свободного времени.

Внеурочная деятельность согласно новому стандарту специального образования должна решать следующие педагогические задачи:

  • организация воспитательной работы педагогом направленной на творческую самореализацию умственно отсталых школьников через формирование у них личностной заинтересованности к процессу жизнедеятельности человека и формирование позитивного отношения к окружающей их социальной среде;
  • личностно-социальное становление школьника имеющего интеллектуальные нарушения, в процессе совместной деятельности со сверстниками и педагогами;
  • формирование у воспитанников профессиональной принадлежности, как основного условия его успешной социализации в общество.

Ведущим педагогическим средством организации внеурочной деятельности в специальной (коррекционной) школе является культурная практика. Данная практика должна быть реализована в процессе коллективной деятельности, активными участниками которой являются и педагоги и учащиеся. Участие в этой деятельности позволит умственно отсталому школьнику внедриться в изменяющуюся культурную среду и насытить их опыт общественного поведения.

Личность школьников имеющих интеллектуальные нарушения должна развиваться в соответствии с общепринятыми духовно-нравственными и социокультурными ценностями, тем самым обеспечивать их интеграцию в общество. Все мероприятия реализуемые во внеурочной деятельности должны быть направлены на:

  • нравственно-эстетическое, умственное и физическое развитие воспитанников;
  • укрепление психофизического здоровья детей, формирования у них эмоционального благополучия;
  • привитие учащимся основ гражданской идентичности.

Программы внеурочной деятельности разрабатываемая специалистами специальной (коррекционной) школы должна формироваться с учетом интересов воспитанников и их родителей, возможностей образовательной организации, а также учреждений дополнительного образования, которые могут быть задействованы в процессе ее реализации. Всю работу образовательной организации необходимо строить в тесном сотрудничестве с семьями учащихся, активно привлекать их в воспитательный процесс.

Внеурочная деятельность должна основываться на базовых национальных ценностях российского общества, с учетом историко-культурной, этнической и региональной специфики. В связи этим краеведческая работа в специальной (коррекционной) школе становится особенно актуальной.

В Краснодарском крае воспитательный региональный компонент в общеобразовательных школах реализуется в процессе преподавания обязательного учебного предмета «Кубановедение». В специальной (коррекционной) школе VIII вида в связи с введением специального образовательного стандарта и изменениями учебного плана которые он предполагает, наиболее оптимальным является включение краеведческого компонента во внеурочную деятельность в рамках кружковой работы.

Краеведческий аспект реализуемый во внеурочной деятельности должен быть направлен на решение следующих задач:

  • формирование познавательной и творческой активности учащихся;
  • привитие школьникам первичных навыков ведения исследовательской работы;
  • формирование коммуникативных и мыслительных умений на основе осознания культурного наследия предков;
  • обучение школьников навыкам применения различных источников краеведческой информации в рамках своей исследовательской деятельности;
  • формирование у школьников чувства патриотизма и толерантности к обычаям, традициям всех народов проживающих в краснодарском крае;
  • эстетическое воспитание учащихся;
  • воспитание духовности, нравственности.

В процессе кружковой работы с краеведческим компонентом, умственно отсталые школьники могут получать разностороннюю информацию об истории и культуре народов проживающих в Краснодарском крае, их обычаях, традициях, фольклоре, песенной и танцевальной культуры, искусстве, а также истории образования городов, станиц и сел края.

Краеведческая воспитательная работа в специальной (коррекционной) школе может реализовываться посредством проведения классных и воспитательских часов, экскурсий по историческим местам края, конкурсов, викторин, выставок творческих работ учащихся, встреч с выдающими людьми Краснодарского края и фестивалей казачьей культуры.

Приоритетным направлением современного специального образования становится ориентация не на знания которые получит учащийся, а приобретение им позитивного и чувственного опыта самостоятельной работы. Реализация внеурочной деятельности на основе специального стандарта требует от педагогов владения различными воспитательными технологиями например: технологией диалога, организации педагогических ситуаций, игровыми технологиями. Педагог коррекционной школы во внеурочной воспитательной работе должен включать детей с интеллектуальными нарушениями в деятельность, способствовать формированию у них положительных личностных новообразований, тем самым оказывая им педагогическую поддержку в процессе их социализации и трудовой адаптации.

Список использованной литературы:

  1. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова // Дефектология. - 2010. - № 1. - С. 6-22.
  2. П.В.Степанов, И.В.Степанова. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания. М.,2007
Шагундокова Данна Муратовна16.09.2016 1320 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar