РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование регулятивных УУД на уроках математики в начальных классах

Соколовская Марина Ивановна

Для того чтобы человек мог успешно жить и существовать в современном обществе, в котором быстрыми темпами развивается наука и техника, создаются новые информационные технологии, он должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить перед собой цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе  учат детей решать примеры и математические задачи, анализировать содержание текста, но не помогают в освоении умений выходить из сложных жизненных ситуаций.

Сейчас перед каждым учеником стоит проблема переводной или итоговой аттестации. Умения подготовиться и успешно ее пройти должны начать формироваться уже в начальной школе. Школьник должен уметь правильно ставить перед собой учебную задачу, оценить уровень своих знаний и умений. Чтобы ребенок не растерялся в ответственный момент, ему необходимо овладеть УУД — универсальными учебными действиями.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода группой авторов под руководством А.Г.Асмолова. Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в начальной школе и обеспечения преемственности образования. По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».(1)

Какие же регулятивные умения формируются в процессе обучения в начальной школе?

 Ученик научится:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • ставить цели, позволяющие решать учебные и житейские задачи;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • учитывать правила планирования и находить контроль способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • различать способ и результат действия;
  • оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • уметь самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять контроль по результату и по способу действия; осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые    коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.(2)

Составление технологических карт уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени.

Если рассматривать формирование регулятивных учебных действий на уроках математики, то используются следующие виды заданий: формулирование цели и темы урока, постановка учебной задачи, проблемная задача, решение текстовых задач (в соответствии с алгоритмом), преднамеренная ошибка, задания на самоконтроль и взаимоконтроль, задание «оцени результат», работа с учебником, подведение итогов урока.

Ученик будет усваивать учебный материал, когда у него есть мотивация и внутренняя потребность такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется интерес и желание что-либо понять, начинает думать с возникновения  проблемы или вопроса, недоумения или удивления. Только в этом случае урок будет  источником для познавательной деятельности, будет активизировать  и направлять мышление. Прежде всего на начальном этапе  ученик должен понять, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел бы узнать.

На первых уроках первого класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение: «У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чём мы будем говорить на уроке». Ее должны сформулировать сами учащиеся, опираясь на то, чего они не знают, какого знания им не хватает. («Мы не смогли выполнить задание, потому, что мы не изучили ...») (3)

С первого года обучения дети учатся    ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, они должны предположить, каких результатов они могут достигнуть.
Целеполагание важно для организации учебной деятельности. При этом  цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, которую ставят дети, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя – это видение результатов образовательного процесса. Для ребенка важным моментом целеполагания является её принятие, то есть видение актуальности.

Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные знания?», «Для чего нам нужно изучить…»

Обычно ставятся вопросы:

- Какую цель нам надо перед собой поставить?

- Как бы вы предложили сформулировать тему урока?

Для того чтобы ребенок мог проверить правильность своих действий нужен эталон,т.е. четкий оформленный критерий, фиксирующий все шаги алгоритма. Такой эталон используется  при решении задач. Он помогает осознать причину ошибки. В эталоне для самопроверки зафиксированные шаги алгоритма решения сопоставляются с самим решением. Его использование при работе над ошибками позволяет избежать формального выполнения задания. Для того чтобы ученик правильно работал с эталонами, его необходимо этому учить: самостоятельно составлять его на уроке «открытия» нового знания, использовать на этапе самоконтроля. Важно, чтобы уже на уроках «открытия» нового знания учащиеся, допустившие ошибки, могли определить место и причину, озвучивая их и проговаривая вслух. Сформированные способности к самопроверке помогают при выполнении самостоятельных и контрольных работ, домашних заданий.

Ученикам нравится выполнять задания на исправление преднамеренных ошибок в решении, на восстановление частично стертых записей.  Решение специальных заданий на выявление ошибок различного уровня и вида: математических, логических, случайных и преднамеренных. Такие задания тренируют умения искать ошибки. Например:

найти шибки и исправить их, восстановить  стертые записи.

(45 : 5) + 9 = 19                                       68 + 25 = 92

12 см = 1 дм 2 мм                                   25…5 = 5

Для формирования регулятивных учебных действий используются  самоконтроль, контроль и взаимоконтроль.

Пример 1. 

Организация работы на примере проведения математического диктанта.

На доске заранее написаны ответы. После того как детьми написан диктант,  ответы открываются, и каждый самостоятельно проверяет свою работу и оценивает ее, согласно критериям, предложенным учителем. Такой  вид проверки направлен на развитие внимания и умения адекватно оценивать себя самого.

К концу первого года обучения уже третья часть учащихся, выполнив задание, пытается оценивать свою работу без напоминания и эта оценка часто совпадает с учительской.

Пример 2.

Ученики меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, с последующей проверкой учителем или с последующим обсуждением в паре допущенных ошибок. Возникает момент ответственности за одноклассника, развивается внимание, появляется необходимость начать обсуждение ошибок, а значит вступить в диалог. Довольно быстро дети научатся и с удовольствием станут выполнять эту работу адекватно.

Уже во 2 классе в конце урока часто используется  рефлексивная таблица, где каждый ученик ставит условные знаки («+», «?») или заканчивает предложение:

Поставьте знаки «+», «?» или продолжите предложение.

Новая тема мне понятна

Я хорошо понял алгоритм

Я знаю, как пользоваться алгоритмом

Я сумею найти:

В самостоятельной работе у меня всё получилось

Я понял алгоритм, но в самостоятельной работе допустил ошибки

Мне необходимо дома…

Я доволен своей работой на уроке

На уроке я учился учиться

Данного вида таблица может изменяться в зависимости от темы, цели и задач урока. В ней должно быть зафиксировано новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учеником своей собственной учебной деятельности.

При организации современного урока учитель должен видеть в каждом ребенке звездочку. А каждая звезда имеет свой путь полета и каждая мечтает засиять на небосклоне.

Соколовская Марина Ивановна18.09.2016 2900 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar