РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование метода интеллект-карт при организации проектной деятельности учащихся

И.В Глыжо
учитель географии
первой квалификационной категории

На каждом уроке мы используем географические карты, различающиеся по масштабу, охвату территории, содержанию, назначению... А сегодня мы все чаще используем в современной педагогике ментальные карты, которые ещё называют карты памяти, ума, визуального мышления, разума, интеллект-карты.

Практика работы в разноуровневых общеобразовательных классах показывает, что наиболее частыми причинами снижения успеваемости и интереса к предмету является большой объём устного и письменного материала, нехватка времени на подготовку домашних заданий, слабую память, неумение выделять главное и обобщать, отсутствие ситуаций успеха и снижение учебной мотивации.

  • Анализируя проблему работы обучающихся с учебными текстами на уроках и дома, отмечаю, что в линейной записи информацию трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. Это происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами — словами, абзацами, списками и т.д.
  • В таком конспекте трудно выделить главное. Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря особым ключевым словам, которые для нас являются носителями впечатлений об идее. Эти слова теряются в массе большого текса.
  • Время при такой записи расходуется очень неэффективно.
  • Последствия этого: скука, рассеянность, неусвояемость информации, трата времени, ощущение собственной тупости, тихая ненависть к изучаемому предмету и т.д. Причем бывает так, что чем старательнее мы записываем, тем хуже результат, потому что мы вынуждены больше бороться с самими собой, а это утомляет.

Обозначенные проблемы приводят к изучению техники представления любого природного процесса или объекта, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме – т.е. составлению ментальных карт (Mind-maps) - «интеллект карт», «карт ума», «карт мыслей», «карт мышления», «карт памяти» или «карт разума».

В них вся учебная информация изображается в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемого объекта или явления. Это понятнее, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде. Словесное описание порождает массу лишней информации, заставляет наш мозг работать в несвойственной ему манере, приводит к потере времени, к снижению концентрации и к быстрой утомляемости.

Первые примеры создания интеллект карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Он разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии. Из 82 книг написанных Бьюзеном и посвященных этой тематики самой известной является — «Научите себя думать» — она входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия.

Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Интеллект карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли. Их составляют предприниматели, преподаватели, ученые, дизайнеры, инженеры и люди многих других специальностей.

Свойства интеллект-карт:

  • Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
  • Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".
  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

Интеллект-карта наводит на мысли о новых идеях: бывает достаточно провести от объекта на интеллект-карте пустую веточку и подумать, что она могла бы означать?

Интеллект-карты можно составлять коллективно: рабочей группой, командой, семьей.

Пересмотр интеллект-карт через некоторое время (сутки, неделю, месяц) помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

 

Использование метода интеллект-карт. Возможности метода для учителя.

Для того чтобы составить ментальную карту, необходимо руководствоваться следующими ключевыми принципами:

  1. Главная тема помещается в центре;
  2. Вместо фраз записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку.
  3. Слова помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к периферии.
  4. К основным веткам добавляются иллюстрации.

Есть определённые правила, которых необходимо придерживаться при рисовании карты:

  1. Бумагу лучше брать белую, нелинованную, желательно формата А4, расположить горизонтально, чтобы всё поместилось на листе.
  2. Слова располагать на веточках сверху, не сбоку, не под веткой. Это делает карту более наглядной. На одной ветке только одно, максимум два слова, не нужно писать целое предложение. Наше мышление ассоциативно, одно ключевое слово помогает вспомнить большой блок информации.
  3. Структура карты радиальная: основная тема в центре, остальные слова записываются на ветках, отходящих от центра к периферии.
  4. Использовать как можно больше иллюстраций: к главным веткам и центральной теме они обязательны! Выделяйте разные ветки разными цветами, таким образом, визуально будут видны основные информационные блоки, а иллюстрации позволят намного быстрее запомнить информацию.
  5. Писать печатными буквами - экономится много времени на прочтение.
  6. Длина ветки должна равняться длине слова, карта будет более наглядной, и пространство на бумаге будет использоваться более эффективно.

Следуя этим правилам, можно создавать красивые, легко запоминающиеся ментальные карты и учиться с удовольствием.

 

Использование метода интеллект-карт. Возможности метода для учителя.

В курсе географии технология использования ментальных карт является удачной для реализации учебных задач:

  1. Позволяет изучить тему более глубоко и разносторонне, создать образ изучаемого географического объекта;
  2. Приучает детей с младших классов к самостоятельной целенаправленной деятельности с различными источниками информации;
  3. Развивает художественно-творческие способности, воображение, эстетические чувства, навыки грамотного и свободного владения речью;
  4. Учит сотрудничеству в коллективной, групповой работе, развитию коммуникативных навыков и умений работы в группе в разном качестве, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему.

 

Преимущества применения интеллект-карт:

Обучение:

  • создание ясных и понятных конспектов уроков;
  • максимальная отдача от прочтения книг/учебников;
  • подготовка и планирование проектов;
  • ускорение запоминания, улучшение его качества;
  • мотивация;
  • активизация творческих процессов;
  • развитие ассоциативного мышления;
  • развитие образного мышления;
  • средство организации совместной деятельности;
  • экономия времени.
Глыжо Ирина Викторовна20.09.2016 2430 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar