РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Профилактика суицида в школьной среде

Саитова Суфия Фаргатовна

Автор: Саитова Суфия Фаргатовна

«Как тебе живется?» - Родителям и педагогам редко приходит в голову задать такой вопрос своим детям-школьникам, ученикам. Душевное состояние, настроение подростка интересует мам, пап и педагогов, как правило, в последнюю очередь. Сначала - успехи, отметки, результаты. Нам, взрослым, часто кажется, что тинэйджерская непредсказуемость, нервозность, раздражительность - результат бурных изменений в его организме. Что поделаешь - возраст такой.

Исследования психологов и психиатров показали: хотя при созревании происходит глубокая перестройка и физиологии и эмоциональной сферы, если подростковый период протекает нормально, серьезные отклонения в настроении ребенка - исключение, а не правило. Считается, что в силу особенностей данного возраста каждый ребенок входит в группу суицидального риска, поэтому первый фактор - главный и основной, влияющий на суицидальное поведение - это фактор особенностей подросткового возраста.

Анализ данных показывает, что основными причинами суицидального поведения детей являются:

  • сложные взаимоотношения и конфликты с педагогами,
  • социально-психологическое состояние,
  • межличностные отношения,
  • неблагоприятные семейно-общественные условия жизни детей,
  • отсутствие поддержки в морально-духовном росте и понимания проблем ребенка со стороны родителей.

Чаще всего дети вовсе не жаждут смерти. Просто им изо всех сил хочется расположения мам, пап, учителей, любимых мальчиков и девочек. Сами того не желая, они расплачиваются слишком дорогой ценой. Врачи и психиатры называют эти попытки «переигранной демонстрацией».

Сейчас в современном мире особую значимость приобретает формирование личности, компетентной не только в своей узко профессиональной области, но и обладающей развитой способностью к взаимодействию и сотрудничеству в сфере «человек-человек». Все это социально-коммуникативная компетентность – это умение личности получать необходимую информацию в общении, умение спокойно отстаивать свое мнение, умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению и т.д. Важно научиться адекватно оценивать собственное поведение, обращать внимание на такие качества, как уверенность или неуверенность в себе.

В нестабильной жизненной ситуации очень преобладает феномен выученной беспомощности. Что это? Это состояние, возникающее в ситуации, когда нам кажется что внешне события от нас не зависят, и мы ничего не сможем сделать, чтобы их предотвратить, или видоизменить. Достаточно очень непродолжительной истории неконтролируемости окружающего мира, чтобы выученная беспомощность начала жить как бы своей собственной жизнью, стала сама управлять нашим поведением.

Когда мы не контролируем ситуацию, это закономерно приводит к пессимизму и депрессии, к снижению стремления предотвратить трудные ситуации или активно овладевать ими.

Ответственны за возникновение этого не столь неприятные или болезненные переживания сами по себе, сколько опыт их неконтролируемости.

Выученную беспомощность гораздо легче предупредить, чем лечить: родители должны обеспечить и показать ребенку возможность контроля над внешней средой – должны предоставить ему разнообразную обратную связь – разную в ответ на разные его действия.

Мы все знаем – профилактика – это предупреждение болезни. Легче предупредить, чем лечить.

В школе проводятся классные часы, внеклассные мероприятия – это само собой. В профилактике аутодеструктивного поведения в нашей гимназии я использую профилактическую программу, в которой применяются интерактивные методы (это и работа в группах, в парах и т.д.), также проводятся часы психолога, с элементами тренинга.

На этих встречах дети учатся формировать у себя вышеназванную социально-коммуникативную компетентность, если случаются неприятности в жизни, дети находят ответы на вопрос: «Чему я могу научиться в этой ситуации?», учатся критически относиться к отрицательному в жизни, понимают здесь я делаю это хорошо, а здесь не очень, что следует улучшить. Профилактические занятия помогают выявить детей, которым нужна конкретная помощь, наблюдая за поведенческими факторами и видя их не ресурсное состояние.

Также проходит работа с родителями. Это и встречи на родительских собраниях, разговор не только о том, что есть суицид, а также объяснение возрастных особенностей, педагогическая и психологическая грамотность. Индивидуальные беседы по запросу и необходимости.

Саитова Суфия Фаргатовна04.10.2016 1170 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar