РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитание межнациональной толерантности в процессе адаптации детей-мигрантов младшего школьного возраста

Пичугина Юлия Ивановна

Пичугина Ю.И.,
учитель начальных классов
МБОУ школа № 10 , г. Саров

В статье раскрывается проблема межнационального общения в процессе адаптации детей-мигрантов к условиям обучения в начальных школах России. Особое внимание уделяется вопросам воспитания толерантного отношения к детям мигрантов, созданию благоприятных педагогических условий для поддержания здорового психо-логического климата внутри детского школьного коллектива.

В современном мире возникает проблема воспитания толерантности у подрастающего поколения. Причиной этого служит преобладание над духовными и моральными ценностями – материальных. Страдает этика общения, теряется терпимость к людям, появляется враждебное отношение к чужим ценностям и культурам. Это приводит к конфликтам на национальной почве, что угрожает новому поколению.

Многие учёные не оставляют без внимания данную проблему. Говоря в своих трудах о толерантном мире, где нет насилия и жестокости. Толерантность необходимо воспитывать в современном обществе, путём формирования культуры межличностного общения.

В настоящее время на территории России увеличился приток ми-грантов. Федеральная миграционная служба РФ зафиксировала рост почти на 25% количества въездов и выездов за начало 2015 г. – конец 2014 г .Особенно в связи с острой политической ситуацией на Украине .Согласно данным УФМС в РФ работает до 200 тысяч украинцев. А 24 тысячи детей пошли в российские школы (это около 20% всех учащихся страны) [3] . Перед педагогическим коллективом встаёт множество вопросов: Как помочь адаптироваться учащимся не только к социуму, но и к учебному процессу? Как воспитывать в одноклассниках толерантное отношение к новичку? Как сохранить в ребёнке ценное отношение к своей культуре и обогатить её ценностями, созданными другими культурами?

Толерантность современные учёные трактуют, как процесс адапта-ционных возможностей организма, раскрывающий возможности взаимодействия с другими, не нарушая внутреннего баланса. В процессе приобщения к чужой культуре дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Одной из причин является языковой барьер. Выражения, которые употребляют сверстники могут быть оскорбительными в другой культуре. Также дети могут не иметь навыков знакомства и умения общаться со сверстниками. Могут отличаться нормы общения, ценности и культура нации. При этом у детей возникаю трудности с освоением программы. Учащиеся не всегда понимают объяснения учителя и не могут зачастую выразить свою точку зрения. Снижается самооценка, насмешки одноклассников усугубляют положение новичка. Возникает нежелание раскрываться в детском коллективе.

Адаптация детей мигрантов - это сложный процесс, в прохождении которого ребёнок постигает новую культурную среду. При вхождение в другую культуру ребёнок испытывает шок. Это проявляется не желанием посещать школу, депрессивными проявлениями, раздражимостью , агрессией к окружающим, отсутствием желания саморазвиваться.
Для детей мигрантов в процессе интеграции важно сохранение национальной идентичности. При это ребенок оказывается в пограничном состоянии между двумя или более культурными составляющими, являясь своеобразным связующим звеном различных культур.

Не маловажным является воспитание толерантного отношения со стороны сверстников. Термин «толерантное отношение к другим культурам » подразумевает, в частности:

  • понимание и принятие других культур;
  • терпимость к внутреннему миру человека, воспитанного на других ценностях, в других культурах;
  • уважение традиций, особенностей исправления культовых обрядов, отличному мировоззрению, мировосприятию.

Чтобы успешно осуществлять процесс адаптации и беспрепятствен-но преодолевать барьеры при вливании в новый культурный мир, учитель должен создать необходимые условия для этого. Здесь немаловажным является привлечение в школьную жизнь родителей детей –мигрантов. Учитель должен проводить консультации, которые позволяют разъяснять родителям учащихся о важности положительного микроклимата в семье, о возможных трудностях при переходе в новую школу, о моральной поддержке, которую они могут оказывать ребёнку. Также работа учителя не может обойтись без создания и проведение различных мероприятий по ознакомлению окружающих с культурой и традициями различных наций. Педагог должен создать благоприятные условия для нахождения ребёнка в детском коллективе. Помогать находить ему пути взаимодействия с одноклассниками, проводить занятия по расширению и углублению знания о русском языке. Помогать ученику в самореализации в новом коллективе. Таким образом, для того, чтобы адаптация детей мигрантов прошла успешно, нужно системно решать задачи по социокультурной адаптации детей.

Педагоги-практики констатируют, что при работе с детьми мигрантов необходима система психолого-педагогического сопровождения в период адаптации ребёнка. Кроме процесса обучения в классе, практикуется индивидуальная работа с детьми. Также ведётся масштабная внеклассная работа. Дети привлекаются к участию в литературных вечерах, викторинах, конкурсах по изобразительному искусству. Учащиеся с удовольствием пробуют свои силы в международной игре по русскому языку «Русский медвежонок». Читают стихи на литературных вечерах русских поэтов .Также выражают желание участвовать в ежегодной спортивной эстафете «Мама, папа, я – спортивная семья». Очень любимы у детей классные часы, на которых происходит знакомство с другой культурой, традициями, национальными праздниками и кухней. Родители детей-мигрантов с удо-вольствием помогают в подготовке к данным мероприятиям, приносят фотографии своих предков, делятся обычаями их семей. Таким образом, ребёнок не только вливается в детский коллектив, но имеет хорошую языковую практику. Одноклассники перестают воспринимать его как «чужака».

В процессе адаптации ребёнка не стоит забывать и про состав детского коллектива класса. Не все дети способны одинаково ровно общаться с ровесниками другой национальности. В детском коллективе можно услышать такие выражения, как «чурка», «даг», «чернокожий», «фашист». Дети мотивируют своё негативное восприятие сверстников уже давно влившимся с словарный обиход выражением «Россия – для русских».

Роль педагога объяснить учащемуся, что любить Родину и быть патриотом – это хорошо, но надо учиться уважительно относиться к другим нациям и культурам. При воспитании толерантного отношения к другим нациям многие школы практикуют различные целевые программы, разрабатывают проекты. Например «Социокультурная адаптация детей мигрантов» (автор Гуляева А.Н.) [1 , c. 158] «Программа социально-культурной адаптации детей» (автор Блинова В.А.) [ 2 ].

Цель этих программ состоит в формировании основ у учащихся адекватного, уважительного отношения при контакте с детьми разных национальностей, культур. Реализация этих программ спо-собствует улучшению взаимодействия в воспитании чувства толерантно-сти между семьёй и школой , формированию у детей таких качеств, как: отзывчивость, способность помогать, справедливость, гуманность.

Итак, проблема толерантного отношения к другим нациям в настоящее время обострена и не может оставляться без внимания. Каждый ребёнок вне зависимости от веры, культуры и принадлежности к какой-либо нации имеет право на получение образования, развитие личности и на духовный и культурный рост.

Литература :

  1. Блинова , А.В. Программа социального адаптирования : программа социально-культурной адаптации детей МБОУ ООШ № 138 [ Электрон. ресурс ] / Блинова , А.В. – 2013 . – Режим доступа http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/01/27/programma-sotsialnogo-adaptirovaniya
  2. Гуляева , А.Н. Социокультурная адаптация детей мигрантов [ Элек-трон. ресурс ] / Гуляева , А.Н. // Психологическая наука и образование .-2010 .- № 5 . – С. 158 – 166 . – Режим доступа www.psyedu.ru
  3. Золоторёва , О.Ю. Вести Сарова : еженедельный журнал / Золоторёва , О.Ю. – 2015- № 3.- С. 18.
Пичугина Юлия Ивановна10.10.2016 950 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar