РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Учебное исследование на уроках русского языка (на материале текстов об Александре Исаевиче Солженицыне)

Л.М. Колягина
учитель русского языка и литературы
МБОУ Московская СОШ им. Ивана Ярыгина
Шушенский район

Из всех отрадных мгновений  учения хочется выделить два: радость открытия нового и осознание того, что ты смог это сделать сам. У учителя есть отличная возможность подарить школьникам эти воодушевляющие минуты. Я имею в виду применение исследовательских методов обучения. Предвкушение открытия, совершённого тобой самим, – это сильный мотив учебной деятельности, исследовательские же методы обеспечивают деятельностный характер учения, которое нацелено на максимальное развитие метапредметных учебных действий.

Почему из всех современных педагогических технологий я предпочитаю исследовательскую? Исследовательский путь познания естествен, он соответствует природе человеческого мышления. Учит наиважнейшим способам умственных действий: наблюдению, сравнению, классификации, обобщению способам познавательных учебных действий.  Исследовательская деятельность, организованная в группах, обеспечивает развитие не только личностных и регулятивных, но и коммуникативных универсальных учебных действий. Таким образом, применение исследовательской технологии соответствует требованиям к современному уроку в условиях перехода на ФГОС.

С другой стороны, учебное занятие, построенное на основе исследовательской технологии, позитивно воспринимается большинством учеников, несмотря на серьёзность и интенсивность работы. Алгоритмизация исследовательской деятельности не умаляет творчества, она приводит к собственному образовательному результату. Степень самостоятельности определяется самими учениками.

Чтобы быть успешными на уроке, важно суметь завершить исследование и представить его результаты перед одноклассниками.

Теперь о результатах исследования. Если ученики придут к неправильным выводам по теме? Да,ученический результат может расходиться с эталонным, научным, потому что самое главное - проделать мыслительный цикл от осознания проблемы и постановки своей цели до получения результата и выступления с разъяснением способов своей деятельности.Результативность деятельности ученика определяется новизной полученных знаний по сравнению с имевшимися у него ранее и подразумевает создание учеником личного опыта.

Исследование можно организовать и при изучении нового, и при повторении в начале учебного года. Когда материал основательно забыт, вспоминание благодаря исследованию будет продуктивнее.

Как можно провести исследование на уроке? Оно включит все необходимые этапы: актуализацию, постановку проблемы и  целеполагание, этап построения нового знания, выводы по теме исследования, рефлексию.

Актуализацию проводим приёмом логической цепочки вопросов о признаках языковых явлений. Это одновременно и системное экспресс-повторение курса.

Итак, мой первый вопрос:

- Я загадала языковое явление.

Ученики задают вопросы о содержании разделов языкознания:

- Это языковое явление связано со звуками речи?

- Нет.

- Это языковое явление связано со строением предложения? (и т.д.)

Мы разработали с учениками «вопросную» схему, пользуясь которой они быстро приходят к финалу поисков темы исследования, вспоминая необходимые понятия.

Создание проблемной ситуации

Учитель: «Через год вы будете готовиться к экзамену. В тестах КИМ есть задание: выписать основу предложения.Насколько готовы мы к его выполнению? Подчеркнитеосновы в следующих предложениях:

Мы пришли в музей А.И.Солженицына посмотреть новую экспозицию.

Александр Исаевич Солженицын был лауреатом Нобелевской премии.

Героиня его рассказа «Матрёнин двор» хотела бы всем помочь.

Я даю вам честное слово».

После проверки самостоятельноопределяют  проблему (не хватает знаний о сказуемых, о способах их выражения),объясняютеё значимость,ставят для себя цель деятельности на уроке.(В течение урока ученики работают в парахс последующим обсуждением в классе).

Формулировка проблемы:словами каких частей речи могут выражаться сказуемые, каким может быть состав сказуемых?

Цель деятельности:при помощи исследования определить, словами каких частей речи могут выражаться сказуемые, каким может быть состав сказуемых.

при помощи учебного  исследования составить классификацию сказуемых (состав сказуемого и способы его выражения)

Этап построения новых знаний.

Ученики в парах определяют способы деятельности (методы). При первых опытах можно провести обсуждение способов деятельности со всем классом. Определяются и ресурсы исследования: для наблюдений нужны предложения.

  1. Александр Исаевич Солженицын – выдающийся русский писатель.
  2. После школы он закончил физико-математический факультет Ростовского университета и несколько курсов института философии, литературы и истории.
  3. Этот институт будущий писатель не смог закончить из-за войны.
  4. После артиллерийских курсов Солженицын стал лейтенантом.
  5. Военные годы – пора нравственного и писательского самосознания Солженицына.
  6. Он уже стал автором рассказов, которые были одобрены известным писателем Лавренёвым.
  7. На фронте будущий писатель был награждён двумя боевыми орденами.
  8. Он начал задумываться о противоречиях советского строя и написал об этом другу. Но их переписка становится достоянием контрразведки.
  9. В повести «Один день Ивана Денисовича» писатель хотел отобразить впечатления лагерного периода.
  10. Матрёна есть тот самый праведник.
  11. Болезнь дала о себе знать, и теперь положение было более серьёзным.
  12. Он должен был сказать ту правду, которую знал.

Примечание.   Не забывайте, что сказуемое вместе с подлежащим выражают суть мысли.

Количество примеров для исследования определяется дифференцированным подходом: слабым – меньше, чтобы успели уложиться в урок.

Далее в каждой группе обдумывается план действий: в данных предложениях выделить сказуемые; сопоставляя их, сгруппировать по определённомуоснованию; обдумать выводы и описать их (создать свою теорию сказуемых со своими терминами); подготовить представление результатов с объяснением способов и порядка исследования.

Роль учителя – наблюдатель и консультант. По желанию групп он выдаёт промежуточные эталонные решения. Эталон первого этапа:

Александр Исаевич Солженицын – выдающийся русский писатель. (и так далее)

Эталон группировки (второй этап):

Закончил

не смог закончить

писатель

написал

начал задумываться

стал лейтенантом

дала о себе знать

хотел отобразить

был награждён

знал 

должен был сказать

становится достоянием

 

 

есть праведник

 

 

было более серьёзным

 

Конечно, данный дидактический материал не предлагает всех способов выражения сказуемого, но даёт возможность понять основания для деления сказуемых на виды.

Представление результатов. Выступления групп, их короткое обсуждениеи взаимооценивание по постоянным критериям (полнота и обоснованность результатов; доступность представленного материала – таблица, схема и т.д.; качество речи – логичность, ясность, громкость).

После ответов ученики получают эталон темы:

первичный обзор таблицы с объяснением основания для деления на виды.

Этап закрепления

Используя  таблицу-эталон, объяснить сказуемые в предложениях этапа создания проблемной ситуации (Мы пришли в музей А.И.Солженицына посмотреть новую экспозицию…)

Графическая работа. Устно определить вид сказуемого в следующих предложениях,отметить в соответствующей колонке.

1. Матрёна выросла в крестьянской семье.

2. Она была привычна ко всякой работе.

3. Матрёне не хотелось нарушать дом.

4. Но Фаддей приехал разбирать горенку.

5. Жадность  и расчётливость деверя стали причиной гибели Матрёны.

 

Простое

Сост.глаг.

Сост.имен

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

5.

 

 

 

Этап рефлексии

  • Удовлетворён ли ты своей работой на уроке? Почему? Что было трудно?
  • Что бы теперь ты изменил в способах своей деятельности?

Задание на дом

Какие варианты домашнего задания ты предполагаешь?

1.Рассмотреть таблицу-эталон, приготовить вопросы по ней:

  • если есть непонятые примеры, фрагменты;
  • вопросы по содержанию таблицы для взаимопроверки.

2. В карточке с миниатюрой А.И.Солженицына «Прах поэта» (цикл «Крохотки») подчеркнуть сказуемые, обозначить их вид, способ выражения (минимум - по три сказуемых каждого вида, желающие – все сказуемые).

 

Приложение 1

ВИДЫ СКАЗУЕМЫХ

Простое глагольное

Составное глагольное

Составное именное

Один глагол в каком-либо наклонении.

Ветер колышет траву.

Он поехал бы в город.

Напиши мне письмо.

Я БУДУ СДАВАТЬ экзамен. (сложное будущее время)

 

ФРАЗЕОЛОГИЧ. СОЧЕТАНИЯ

Вышел я из себя (рассердился).

Мы зря подняли тревогу (тревожились)

Я пришёл к убеждению (убедился)

ВСПОМОГ. ГЛ..  +   Н.Ф.гл

(начало,продолжение

конец действия,

желательность,

возможность.

КРАТ. ПРИЛАГ.(готов,   должен, рад, склонен,обязан)

СУЩ. (мастер, мастерица, охотник…)

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ  СОЧЕТ.

(быть в состоянии, быть не в силах, иметь возможность, иметь право)

Мы прекратили спорить с ним

Он хочет поступить в универ.

Я не мог написать сочинение.

Ты должен учиться.

Он был охотник повеселиться. (любил повеселиться)

Я был не в состоянии думать…

Он надеялся поправиться быстро и горел желанием уехать из села.

ГЛ-СВЯЗКА + ИМЕН. ЧАСТЬ

СВЯЗКА

ГлаголБЫТЬв разных формах

Глаголы:   делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, представляться.

ИМЕННАЯ  ЧАСТЬ

1. Сущ.    Книга – верный друг.

2. Прил.     Погода была хорошая.

3. Сравнит. степень прилагат.

У него характер твёрже стали.

4. Кратким прилаг.

Вечер тих.

5. Кратким страдательным прич.

Трава была уже скошена.

6. Наречием

Ошибка была налицо.

7. Именем числительным

Дважды два – четыре.

8. Местоимением

Это тетрадь моя.

9. Цельным словосочетанием

Он был человек немолодой.

Колягина Любовь МИхайловна16.10.2016 1460 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar