РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста

МБОУ СОШ № 1 с углубленным изучением
английского языка.
Республика Северная Осетия – Алания
Моздокский район г. Моздок.

Автор: Уськова Светлана Романовна
Учитель начальных классов.

Чтение

1. ВВЕДЕНИЕ

«ПОЛОЖИ ТВОЕ СЕРДЦЕ У ЧТЕНИЯ» - это изречение Кхорди, египтянина, жившего более 5500 тыс. лет назад.

На протяжении всей истории развития нашего общества именно чтение неизменно привлекало к себе лучшие умы человечества. Декарт, Вольтер, Шиллер, Гетте, Достоевский, Пушкин, Толстой и многие другие были не только великими писателями, но и великими читателями. Их творчество стало неоценимым вкладом в мировую культуру, формируя наряду с этим у простого читателя любовь к чтению.

Сегодня социологи всего мира считают, что современное общество столкнулось с острой проблемой – не желанием людей читать! И немаловажная роль в решении этого вопроса, на мой взгляд отводится именно педагогам. Людям, под чьим профессиональным и чутким руководством ребенок овладевает первыми навыками чтения.

2. ПОНЯТИЕ ЧТЕНИЯ.

Чтение – довольно сложный психофизиологический процесс. В нем принимают участие зрительный, речевой и слуховой анализаторы. Что же такое чтение? Многим этот вопрос покажется довольно глупым…И все же любому педагогу, обучающему детей чтению, нужно начинать именно с этого вопроса.

В современной педагогике и психологии умение читать подразделяется на четыре основных взаимосвязанных уровня:

  • На первом (элементарном уровне) ребенок учится узнавать буквы, складывать их в слоги, а затем и в слова.
  • На втором читать вслух.
  • На третьем учится читать «про себя».
  • На четвертом реагировать на прочитанное, анализировать и критически осмысливать.

Для того чтобы обучить ребенка чтению нужно пройти с ним все эти уровни, профессионально применяя при этом определенные методики и обучая определенным навыкам.

Пожалуй, самой важной задачей педагога начальной школы является формирование у ребенка навыка чтения, который в последующем станет фундаментом для дальнейшего образования.

3. ПОНЯТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ.

Наверно, нет учителя, который не мечтал бы научить хорошо читать всех своих учеников! Если ребенок в полной мере овладеет всеми навыками чтения он получит устойчивую базу для обучения не только в начальных классах, но и в будущем. Он с легкостью усвоит программный материал на всех этапах обучения.

Для формирования навыка чтения у младших дошкольников нужно помнить о четырех его составляющих:

  • Правильность - плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
  • Беглость – скорость чтения или техника чтения, в соотношении с пониманием прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно это количество слов в минуту).
  • Сознательность - прежде всего понимание идеи автора, его замысла, понимание художественных приемов, помогающих в реализации этой идеи, и понимание своего собственного отношения к прочитанному.
  • Выразительность – это способность по средствам устной речи передавать главную мысль произведения, а также личное отношение к нему. Главными признаками владения навыком выразительного чтения являются:
  1. умение соблюдать паузы и ставить логические ударения, передающие замысел автора;
  2. умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
  3. хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость и темп.

Все качества, безусловно, взаимосвязаны между собой и формируются на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Они проходят через определенные этапы становления.

4. Этапы становления навыков чтения у младших школьников.

На практике дети младшего школьного возраста проходя как правило три этапа становления навыков чтения.  А именно:

Аналитический – это начальный этап и для него характерна некая разорванность компонентов чтения. Узнавание буквы, произнесение ее в слоге и связка нескольких слогов. Т.е. чтение по слогам. Обычно этот этап дети проходят наряду с обучением грамоте. Но здесь педагогу рекомендуется помнить, что каждый ребенок уникален в общем развитие и в овладении навыками чтения в том числе.

Синтетический - для этого этапа характерен синтез главных составляющих чтения. Произнесение, восприятие и осмысление того, что читает ребенок происходит практически одновременно. В этот период ребенок начинает читать целыми словами. Но самое главное-присутствие определенной интонации. Правильная интонация появится только при условии понимания и удерживания общего смысла в сознании. Из опыта работы могу сказать, что происходит это на втором году обучения.

Этап автоматизации – на этом последнем этапе чтение доведено практически до автоматизма и все внимание направленно на сам текст, его форму, содержание, смысловую окраску. Причем угадывание смысла текста идет зачастую в опережающем темпе от самого прочтения. Именно в этот момент у детей наблюдается желание читать «про себя». Ребенок очень непосредственно и эмоционально реагирует на прочитанное.

За долгие годы работы с детьми я пришла к выводу, что пройти все эти этапы в начальной школе возможно и необходимо. Но для этого следует обеспечить такой режим работы, при котором у ребенка неизменно возникнет желание овладеть чтением. Прежде всего, сама рабочая атмосфера в классе должна располагать к обучению. Ребенок не должен бояться сделать ошибку или выглядеть глупо. Тексты, предлагаемые ребенку, должны быть отобраны с учетом психофизических особенностей детей и с учетом соблюдения поэтапности, от простого к сложному. Обязательно нужно проводить работу, предупреждающую ошибочное чтение. Ну, и самое главное это ежедневное упражнение в чтении. Эту мысль следует непременно донести до родителей, поскольку современные программы не предполагают уроки чтения каждый день. Кроме того, я заметила, что в семье, в которой много читают родители обычно вырастают и читающие дети. Процесс становления чтения у таких детей проходит более гладко и быстро.

5.ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО, БЕГЛОГО, ОСОЗНАННОГО И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Уже не один год работаю над темой «Формирование навыков правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения у детей младшего школьного возраста». Было просмотрено огромное количество литературы и методик по данному вопросу. И вот к какому выводу я пришла- целесообразно формировать навыки чтения у младших школьников в связке. Просто преступно развивать навыки только беглого чтения и отодвигать на второй план навыки осознанного, правильного или выразительного чтения.

А) Вначале первого года обучения я практикую так называемую дыхательную гимнастику:

- Ребята, давайте представим, что мы задуваем свечки на именинном пироге. Их много и нужно задуть все до одной (дети делают глубокий вдох и множество маленьких выдохов, по каждому на свечку).

- Представьте, что мы оказались на цветущем лугу. Сколько здесь цветов! Почувствуйте их аромат! (дети делают плавный вдох и выдох)

- Давайте посчитаем! (дети делают глубокий вдох и на выдохе начинают считать. Счет ведется пока не кончится воздух).

Б) В этот период нельзя забывать и о речевом аппарате, который нуждается в постоянной тренировке. Обычно я применяю методику чтения БЛОКОВ:

1 БЛОК (это чтение двухбуквенных сочетаний)

Ам аа ал аш ая яя як ар аш ах ех иж
Дя яд ех ис оп ул им ум ес юж ир
Ки ко ка ку ке тя ты то та ту тю
Составить таких блоков можно множество это не составит большого труда.

2 БЛОК (это чтение трехбуквенных сочетаний)

Бар кор тык шум лом хор пак рак
Ама оле уша еле юла ино язы омо
Кор рот лом хок тан мех дур рут

3 БЛОК (это слова на конце которых стоит 2 и более согласных)

Корх бурк лязг люфт мозг борщ морж
Корж курп порш марк нимб хорд

Таких блоков может быть множество. Помимо уже перечисленных я использую блоки с удвоенными согласными в начале слова, в середине слова. Блоки со словарными словами. Здесь педагогу предоставляется широкое поле для деятельности.

В) Следующее на чем хотелось бы остановиться, это дикция. Отчетливость в произношении звуков быстрее и качественнее всего отрабатывается в скороговорках. Этот метод не только действенный, но и (по мнению детей, что важно) очень веселый.

- Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Саньку – в бок,
Соньку в лоб, все в сугроб – хлоп

- Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».

- Лёша неуклюжий
Шлёпнулся в лужу.
Порвал и промочил штанишки,
Набил на лбу большую шишку.
Начинать можно с одной скороговорки постепенно добавляя другие.

Г) ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.

Часто приходится слышать о том, что педагоги требуют от своих подопечных выразительного чтения. Не вызывает сомнения тот факт, что само понятие -выразительное чтение- очень многогранно! И во много способность выразительно читать зависит от жизненного опыта, от пережитых эмоций. Поскольку этот багаж у детей начального звена не велик, работа по выразительному чтению только начинается.

В своей практике я начинаю эту работу с формирования 3 умений:

  1. Умение подобрать нужную интонацию (выразить радость, горе, сожаление, печаль…)
  2. Умение выбрать нужный темп чтения (медленный и плавный, быстрый и ритмичный или их чередование)
  3. Умение расставлять логические ударения.

В отработке навыка выразительного чтения мне очень помогла книга О.В.Джежжелей «Я расту». Как и многие другие, я подчерпнула из этой книги много рабочего материала

Д) ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ.

Говорить о том, что высокий показатель беглости чтения очень важен скорее всего не стоит! Это и так всем понятно! Особенно явно это ощущается при переходе ребенка из начального звена школы в среднее. Количественная нагрузка по предметам возрастает в разы и для успешного усвоения материала, его своевременного синтеза и анализа просто необходимо обладать высокой техникой чтения. Работа над техникой чтения начинает вестись (и это разумно) еще в начальном звене. В.Н.Зайцев в своей работе «Резервы обучения чтению» говорит о том, что большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости — скорости оптимальной, какие резервы обу¬чения можно здесь использовать?

Я использую различные приемы:

  • Жужжащее чтение (чтение вполголоса)
  • Громкое чтение.
  • Чтение шепотом.
  • Чтение на «ушко учителю».
  • Чтение парами.
  • Чтение соседу по парте.
  • Режим щадящего чтения.
  • Чтение в темпе скороговорки.
  • Хоровое чтение.

Почаще стараюсь включать в работу соревновательные моменты, они нравятся ученикам и воспринимаются на «УРА»:

  • Соревновательное чтение по партам.
  • Соревновательное чтение по рядам.
  • Между сильным учеником и классом.
  • Между классом и учителем.
  • Многократное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Учитывая психофизическое развитие младших дошкольников, у которых не так давно ведущей была не учебная, а игровая деятельность, в обязательном порядке включаю игровые приемы обучения:

  • «Что дальше?» (нужно договорить слово, первый слог которого я показываю на карточке).
  • «Поиграем в театр» (чтение по ролям, с соблюдением темпа, интонации).
  • «Найди пропажу»(поиск пропущенного в тексте слова).
  • Для первого класса часто использую игру» Живые камни».

На каждого ребенка, начиная с первого класса рекомендую заводить дневник по технике чтения. Он наглядно покажет динамику роста или даст сигнал об отставании и своевременной работе с каждым учеником. На мой взгляд очень действенным оказывается метод самоконтроля и взаимоконтроля.

Хороших результатов при обучении чтению можно достичь только в ходе систематических занятий чтением. Нужно поставить перед ребенком цель -скорость чтения 120 слов в минуту и отслеживать достижение этой цели. Сделать это таким образом, чтобы ребенок был сам заинтересован в достижении такого результата.
Стараюсь для каждого ребенка, исходя из его психофизического типа, подобрать определенную работу по тексту. С первого класса организую ознакомительные экскурсии в районную библиотеку, типографию, на теле и радиостудию. Все это расширяет кругозор учеников, дает новую пищу для ума, яркие эмоции.

6.Заключение.

Цель данной статьи систематизация навыков чтения у детей младшего школьного возраста. Ознакомление с собственным опытом работы. Надеюсь мои коллеги сочтут ее достойной внимания, а может быть и откроют для себя что-то новое . Желаю удачи на нелегком пути просвещения!

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Е.С.Лихтенштейн «Слово о книге» (Афоризмы, изречения) М.,1984г., стр.3
  2. М.Р.Львов «Школа творческого мышления» Учебное пособие.М.,1993г.
  3. О.В.Круглова «100 скороговорок для улучшения дикции», Изд. Феникс,2016 г.
  4. Т.А.Куликовская «Логопедические скороговорки и считалки» Речевой материал для автоматизации звуков у детей. Изд., Гном 2016 г.
  5. Е.В.Лаптьева «1000 русских скороговорок для развития речи: учебное пособие». Изд., Астрель 2012г.
  6. В.Н.Зайцев «Резервы обучения чтению», М., Просвещение 1991г.
  7. Р.С.Немов «Психология» том-2, М., Владос 2001г.
  8. В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов «Педагогика» учебное пособие. М., Школьная пресса 2002г.
Уськова Светлана Романовна20.10.2016 2240 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar