РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Повышение учебной мотивации на уроках биологии через проблемное обучение

«Страшная это опасность – безделье за
партой ; безделье шесть часов
ежедневно, безделье месяцы и годы.
Это развращает и морально калечит
человека, и ни школьная бригада,
ни школьный участок, ни
мастерская – ничто не может
возместить того, что упущено в
самой главной сфере, где человек
должен быть тружеником, -
в сфере мысли».
В. А. Сухомлинский.

Повышение учебной мотивации

За последнее десятилетие личность ученика сильно изменилась. И одно из главных отличий заключается в отсутствии интереса к учению. Оно перестало быть самоцелью, и часто рассматривается исключительно с меркантильных позиций: имеют ли полученные знания ценность на рынке труда?

В младших классах мы видим стихийный интерес ребёнка к познанию мира. Но и здесь ситуация меняется. Если у взрослого человека имеются «информационные фильтры» - его мировоззрение, убеждения, позволяющие отбрасывать ненужную информацию, то у младшего школьника этого нет. Он как губка впитывает любые знания, однако возможности ребёнка не беспредельны. В результате перегрузки информацией современные школьники быстро утомляются, интерес к учению пропадает. Природная любознательность человека явно уменьшается при переходе из класса в класс. Особенно это характерно для подростков. Снижается любознательность, падает интерес к учебным предметам, уровень полученных знаний оказывается низким. Среди многих причин нежелания школьников учиться - недостаток внутренней мотивации.

В сложившейся ситуации задача каждого учителя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладании в душе школьника учебно-познавательного мотива.

Мотив (от фр. motif- побудительная причина, довод в пользу чего-либо, повод к какому –либо действию)-это причина, побуждающая к деятельности.

При классификации мотивов, характеризующей отношение к самой деятельности, выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию. Для формирования внешней мотивации используется целый ряд приёмов и средств обучения, способствующий развитию интереса к обучению. Формирование внутренней мотивации – проблема более сложная, но именно этот процесс создаёт основу для успешного продвижения от незнания к знанию.

Психологи выделяют четыре вида внутренней мотивации:

  • Мотив по результату.
  • Мотив по процессу.
  • Мотив на оценку.
  • Мотив на избежание неприятностей.

Так как же создавать и поддерживать учебную мотивацию?

Одним из педагогических средств, способствующих формированию учебной мотивации, является проблемное обучение.

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с
потребностями-инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Эффективность использования проблемного обучения.

Во-первых, надо понимать, что проблемное обучение применимо при освоении учащимися единиц знания высокого уровня обобщенности. Либо это понятия, законы, теории, либо некоторые самые общие способы деятельности. Например, в курсе “Человек” это могут быть понятия живого организма как саморегулирующейся системы, гомеостаза как постоянство показателей внутренней среды, саморегуляции как процесса автоматического поддержания этого постоянства и т. д.

Во-вторых, эффективность проблемного обучения напрямую зависит от системности его применения и возраста учащихся.
Системность применения проблемного обучения совсем не означает, что его должно быть как можно больше. С одной стороны однообразие деятельности быстро надоест учащимся, с другой – будет затрачено неоправданно много времени.

Третий важный момент успешной организации проблемного обучения – это конструирование проблемных заданий, которые необходимы для выхода на проблемные вопросы. Часто учителя проблемным считают любой вопрос, вызывающий хоть какое-то затруднение у школьников. И это – основная ошибка при использовании данной технологии. Такая подмена проблемного вопроса просто трудным приводит к выхолащиванию самой сути проблемного обучения и естественно к аннулированию всех возможных положительных результатов.

Звенья творческой деятельности учащихся на проблемном уроке включают в себя:

  • постановку учебной проблемы;
  • поиск решения;
  • выражение решения;
  • реализация продукта (его представление учителю и классу).

Существует достаточно много способов и приёмов создания на уроке проблемной ситуации.

Начать можно с того, чтобы задавать на уроке не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «Как называется…», «Какова роль…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.

Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? ит.д.

Например:

  • Приведите примеры, доказывающие наличие эволюционного процесса у человека в настоящее время.
  • В чем сильные и слабые стороны наружного оплодотворения?
  • Что мы уже знаем о биосинтезе белка?
  • Каким образом форма эритроцитов влияет на площадь их поверхности?и т.д.

Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.

Например:

1. Урок биологии в 6 классе. Тема: «Фотосинтез».

Более трехсот лет назад ученый Ван Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течение 5 лет не давали никакого питания, а только поливали дождевой водой. Взвесив иву через 5 лет, Ван Гельмонт обнаружил, что ее вес увеличился на 65 кг, вес земли в горшке уменьшился всего на 50 г.
Откуда растение добыло 64 кг 950 г питательных веществ, для ученого осталось загадкой.

Ученики должны ответить на этот вопрос. Вся последующая работа по теме строится на эмоциональном заряде, направленном на разгадку данного опыта, а, следовательно, на разгадку «Тайны процесса фотосинтеза».

2. Амёб поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время амёбы погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли амёбы?

Аналитический способ.

Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают соответствующие выводы.

Так, при изучении темы «Лишайники» (6 класс) учащиеся из рассказа учителя узнают, что долгое время ученые принимали лишайники за обычное растение и относили их ко мхам. Лишь русским ученым А.С. Фаминцыну и О.В. Баронецкому удалось выделить зеленые клетки из лишайника ксантории и установить, что они не только могут жить вне тела лишайника, но и размножаться делением и спорами. Следовательно, зеленые клетки лишайника это самостоятельные растения – водоросли.

Формулируется проблемная задача: что же такое лишайники? К какой группе растений их нужно отнести?

Сообщение факта, выдвижение гипотез, предположений.

Урок биологии в 8 классе. Тема: «Иммунитет». Например:

  • Факт первый. В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана вспыхнула эпидемия кори, которую завез человек, заразившийся в Европе. Из 7 тысяч населения остались здоровыми только 98 самых старых людей, которые переболели корью 65 лет назад.
  • Факт второй. В 1967 году молодой хирург из Кейптауна Кристиан Барнард впервые сделал пересадку сердца от одного человека другому. Операция была выполнена стерильно, с высоким мастерством. Однако надежного приживления не произошло, спасти жизнь больного не удалось.

Как ни парадоксально, но эти два факта связаны между собой. Как?

Прием научного спора.

На уроке создается ситуация спора, особое внимание уделяя умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения. Учитель в данном споре является судьей.
Например, урок биологии (7 кл.) Тема: «Многообразие моллюсков». Спор на тему Является ли раковина хорошим защитным приспособлением для моллюска.
Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого.
Например, в 9 классе, при изучении темы «Рациональное использование природы и её охрана» учитель приводит высказывание известного географа и путешественника А Гумбольдта: «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни».
Почему так считает ученый?

Решение познавательных задач.

  • 5 класс: Один одуванчик даёт в среднем 100 семян. Если бы все семена прорастали и выживали, сколько потомков было бы у этого одуванчика через 10 лет?
  • 7 класс: Площадь, реагирующая на запахи, у человека равна приблизительно 4,8 см2, собаки – 64,5 см2, у акулы – 130 см2. Почему такая большая разница реагирующей поверхности? (Акуле мешает воспринимать запахи большая плотность воды, у собаки обоняние служит поиску пищи, человеку помогает сохранять здоровье, иногда и жизнь).
  • 6 класс: В витрине продовольственного магазина представлен ассортимент круп: манная, ячменная, перловая, геркулес, толокно и пшено. Из семян каких растений был получен этот ассортимент круп?

Выводы.

Проблемное обучение несомненно, способствует повышению учебной мотивации школьников, приучает к самостоятельной работе, самообразованию, самостоятельному поиску и добыванию знаний. Сочетая рациональное с эмоциональным, проблемное обучение способствует развитию интереса к учению, превращению любознательности в постоянно действующий мотив.

Несмотря на значимость проблемного обучения в повышении эффективности уроков и всего учебного процесса в современной школе, его нельзя признать универсальным и единственным способом активизации познавательной деятельности учащихся. Не на всех уроках биологии можно применять проблемное обучение, не во всех случаях оно оказывается наиболее рациональным и эффективным.

Ведь лишь часть знаний может быть усвоена проблемно. Приходится считаться с содержанием учебного материала, временем и другими факторами учебного процесса. Следовательно, проблемное обучение целесообразно применять по возможности, но в оптимальном соотношении с другими способами повышения учебной мотивации.

Кирьянова Светлана Викторовна21.10.2016 1750 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar