РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Анализ орфографических ошибок младших школьников (орфограмма "Ь после шипящих на конце существительных 3 склонения")

Мягкий знак после шипящих

Орфограмма "Ь после шипящих на конце существительных 3 склонения" подчиняется морфологическому принципу орфографии, который заключается в требовании одинакового написания одних и тех же морфем. Применение этого орфографического правила предполагает знание понятия "имя существительное", знание шипящих согласных звуков, знание грамматических признаков существительного таких как род, склонение, число, а также умение определять падеж существительного.

Проанализируем ошибки, допускаемые учащимися при написании слов с мягким знаком после шипящих на конце существительных:

  1. пропуск буквы "Ь" (щелоч, пустош);
  2. написание лишней буквы "Ь" (много кожь, кумачь).

На наш взгляд, причина таких ошибок состоит в том, что учащиеся пользуются при письме обобщенным правилом: "На конце существительных женского рода после шипящих согласных пишется Ь (печь, помощь, рожь). На конце существительных мужского рода после букв шипящих согласных Ь не пишется (луч, товарищ, сторож, камыш" [2].

Это правило оказывается действенным при правописании существительных 3 и 2 склонения ( врач, грач, мышь, печь). Но встретившись с существительным 1 склонения, стоящим в родительном падеже во множественном числе, учащиеся допускают ошибки в словах типа дач, кож, туч, аргументируя данное написание следующим образом: «Слово «туч» пишу с мягким знаком на конце, потому что туча- она моя женский род».

Дети игнорируют особенность данной орфограммы, которая заключается в том, что Ь после шипящих на конце существительных женского рода пишется только в тех случаях, если слово стоит в форме И.п. или В.п. в единственном числе. Следовательно, в формулировке приведенного выше правила не указаны все необходимые условия его применения, поэтому оно не является действенным для всех случаев правописания слов с данной орфограммой.

Ошибки допускаются в том случае, если обучающиеся неверно определяют грамматические признаки имен существительных: род, склонение. Род имен существительных дети неверно определяют в том случае, если не знают смысла слова, например, экипаж, гуляш, смерч, картечь. Склонение имен существительных подчас определяют неправильно потому, что ученики руководствуются следующим правилом: «К 3 склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце ( лошадь, ночь, ель)»[2]. Это правило является грамматически обобщенным и поэтому не учитывает всех нюансов написания интересующей нас орфограммы.

Данное упущение может отразиться в дальнейшем при изучении русского языка в средней школе, так как в существительных, оканчивающихся на шипящий, написание Ь зависит от того, какую основу имеют эти существительные – мягкую или твердую. Поэтому некоторые обучающиеся считают, что Ь обозначает только мягкость предшествующего согласного. Такие ученики не знают о том, что буква «Ь» может быть показателем формы.

Младшие школьники работают только со словами типа мышь, помощь, ночь, поэтому данная причина не имеет яркой выраженности, но тем не менее имеет место быть.

При работе с орфограммой «Ь после шипящих на конце существительных 3 склонения» учителю целесообразно включить в упражнения следящие варианты орфограммы:

  1. Варианты, имеющие лексико-семантическую особенность: а)слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному в зависимости от смысла (ложь-лож, тушь-туш);
  2. Варианты орфограммы, имеющие фонетико-морфологические особенности: а) существительные 1 склонения в Р.п. множественном числе с основой на мягкий шипящий (задач, чащ); на твердый шипящий (крыш, кож); б) существительные второго склонения в Р.п. множественном числе с основой на мягкий шипящий (училищ, пастбищ, жилищ, полчищ, сокровищ); в) существительные второго склонения в И.п. и В.п. в единственном числе с основой на мягкий шипящий (картечь, мощь); на твердый шипящий (роскошь, молодежь) [1]

Особое внимание следует уделить существительным 1 склонения с основой на мягкий шипящий (туч, рощ). На первоначальных этапах изучения данной орфограммы для более эффективного формирования орфографического навыка следует воспользоваться алгоритмом.

Алгоритм правописания Ь после шипящего на конце существительных

1 шаг: Оканчивается ли слово на шипящий (ж, ч, ш, щ) ?

  • Да
  • Нет

2 шаг: Проверяемое слово – имя существительное?

  • Да
  • Нет

3 шаг: Определи род: женский, мужской, средний

  • Женский мужской и средний
  • пишу Ь
  • Ь не пишется

4 шаг: Определи число

  • единственное множественное
  • пишу Ь
  • Ь не пишется

Мы считаем, что в начальной школе при изучении орфограммы « правописание Ь после шипящих на конце существительных на конце существительных» нужно учитывать и рассматривать все представленные выше варианты орфограммы, так как это необходимо для того, чтобы предупредить орфографические ошибки младших школьников.

Литература:

  1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков : Пособие для училищ. – М.: Просвещение 1987. – 158 с.
  2. Полякова А.В. Русский язык: учеб. Для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение – 2013. – 126 с.
Дудина Татьяна Александровна25.10.2016 1220 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar