РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эвристические методы обучения в преподавании философии

Эвристические методы обучения в преподавании философии

Метод обучения зависит от дидактической задачи, которую решает преподаватель и от специфики содержания программного материала. Содержательная сторона учебного предмета определяет общую направленность методов: предметы естественно-математического цикла требуют наблюдений, лабораторного эксперимента, практических работ; в предметах гуманитарного цикла чаще используется слово преподавателя, работа с первоисточниками, творческие письменные работы.

В методах обучения проявляется своеобразие личности преподавателя. В системе используемых методов работы раскрывается его методическое мастерство. Используемая система методов обучения характеризует весь стиль работы преподавателя, его индивидуальность.

В овладении новым материалом только сочетание информационно-развивающих и эвристических (поисковых) методов может обеспечить высокий уровень обучения.

Эвристические методы, как правило, связаны с проблемным обучением. Они включают учащихся в поиск знаний, в их открытие. В учебном процессе данные методы интенсифицируют развитие мышления, воображения, формируют творческий подход, приобщают к самостоятельному нахождению истины, вооружают умениями логически рассуждать, доказывать, привлекать имеющиеся знания для обоснования своих суждений, выводов. В то же время поисковые методы обучения связаны с эмоциональной сферой учащихся. Поиск вызывает не только интеллектуальное, но и эмоциональное напряжение, а свои, пусть и небольшие, открытия приносят удовлетворение, радость. Качественно отличаются и знания, полученные при помощи этих методов: они становятся более осознанными и прочными.

Все эвристические методы служат решению познавательных задач. Характер совместной деятельности преподавателя учащегося, направленной на решение познавательной задачи, и будет определять метод. Так, познавательная задача может решаться в процессе эвристической беседы, диспута, исследования. Выбор метода определяют содержательная сторона задачи, степень подготовленности учащегося к поисковой деятельности.

Используя такой метод, как эвристическая беседа, преподаватель создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к поиску ответа на познавательную задачу. Своими вопросами преподаватель привлекает имеющиеся у учащихся знания, их жизненный опыт. Логические рассуждения, направляемые преподавателем, помогаю найти ответ на поставленный вопрос.
Эвристическая беседа используется при изучении ряда тем курса «Основы философии», одной из таких тем, является тема «Теория познания». В начале занятия дается определение предмета изучения теории познания. Теория познания исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах к постижению их сущности. Далее преподаватель отмечает, что первым этапом познания всегда является чувственное познание.

Исходя из названия, студенты самостоятельно делают вывод о том, что чувственное познание – это познание с помощью органов чувств человека. Далее преподаватель предлагает студентам определить и охарактеризовать формы чувственного познания. Что же будет первой формой, первичным чувственным образом, как мы начинаем познавать окружающий мир? Студенты отвечают, что сначала мы что-либо видим, слышим, осязаем, что дает нам первую информацию об окружающей нас действительности. Здесь преподаватель отмечает, что это и есть первая форма чувственного познания, которая называется ощущение. В конспекте мы отмечаем, что ощущение – это отражение отдельных свойств и качеств предмета объективного мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Далее преподаватель говорит о том, что какой бы предмет мы не взяли, он обладает множеством разнообразных сторон и свойств.

Возьмем, например, кусок сахара, какой он? Студенты отвечают: белый, сладкий, твердый, имеет определенную форму. Преподаватель отмечает, что все эти свойства объединены и ощущаем и осмысливаем мы их не порознь, а как единое целое. Здесь студенты включаются в рассуждения преподавателя и отмечают, что несколько свойств и качеств предмета проявляются в нескольких ощущениях и представляют собой целостный образ этого предмета. Преподаватель отмечает, что это и есть следующая форма чувственного познания – восприятие. В конспекте отмечаем, что восприятие – это целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения.

Далее преподаватель продолжая рассуждения, говорит о том, что любой предмет, явление, процесс воздействуют на органы чувств человека определенное время, но после того, как воздействие прекращается, человек не забывает о своих ощущениях. Приводится пример, после окончания занятия мы разойдемся и перестанем воздействовать друг на друга. Учащиеся продолжают рассуждения преподавателя: после того, как мы перестанем друг на друга воздействовать, у нас в памяти останется образ, представление друг о друге. Таким образом, отмечает преподаватель, мы подошли к третьей форме чувственного познания – представлению. В конспекте отмечаем, представление – это образ того предмета, который когда-то воздействовал на органы чувств и потом восстанавливается в памяти человека. Таким образом, совместно с учащимися были определены и охарактеризованы формы чувственного познания: ощущение, восприятие и представление.

Ценность эвристической беседы состоит в том, что она имеет больше возможности для управления поиском, для постепенного подведения к истинному решению. Основная трудность этого метода состоит в точной оценке познавательных возможностей учащихся и наличия у них достаточных знаний для решения проблемы.

Еще одним поисковым методом является диспут. Диспут как метод проблемного обучения, главным своим назначением имеет формирование у студентов оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций. Здесь уместно обострение противоречий, противопоставление течений. В отличие от беседы при проведении диспута заранее выявляются сторонники разных точек зрения.

Диспут также применяется при изучении ряда тем курса «Основы философии», одной из них является тема «Развитие общества как предмет философского анализа».

Рассматривая вопрос о типах общественного развития, преподаватель выделяет два различных типа - социальная революция и социальная эволюция. Дается понятие о сущности этих процессов. Социальная революция – это резкое, решительное изменение существующего общественно-политического строя; это качественный сдвиг в области мировоззрения, науки и искусства. Социальная эволюция – процесс преобразования общества путем постепенных изменений. Преподаватель ставит вопрос – какой же путь развития является более приоритетным? Здесь мнения учащихся разделяются, одна часть группы (первая) считает, что более приемлемым типом развития является социальная революция, другая часть группы (вторая) выступает за постепенные преобразования. Преподаватель предлагает учащимся в процессе открытой дискуссии дать характеристики вышеуказанным типам развития, обозначить их позитивные и негативные стороны. Учащиеся начинают высказывать свои аргументы. Сторонники революционного типа говорят о том, что иногда в обществе накапливаются столь острые и глубокие противоречия, конфликты, что решить их можно, лишь полностью изменив общественный строй.

Сторонники эволюционного типа отмечают, что революции обладают огромной разрушительной силой, происходит распад налаженных общественных связей, стихийные революционные процессы могут привести к неожиданным последствиям, а иногда и к массовым жертвам. Эволюционное развитие происходит с помощью реформ. Сторонники революционного подхода отмечают, что субъектами революций являются народные массы, а субъектами реформ выступает элита, правящие слои общества и значит не всегда можно говорить о соответствии этих реформ интересам большей части общества. Их оппоненты ещё раз заостряют внимание на том, что реформа – последовательные, постепенные преобразования, не затрагивающие основ существующего социального строя., это изменения в какой-либо сфере общества, не несущие за собой насилия и жертв. В конце дискуссии преподаватель отмечает, что на различных этапах истории были приемлемы разные типы развития общества, в современном же обществе приоритетным считается эволюционный тип развития общества. Таким образом в процессе диспута были рассмотрены и охарактеризованы два типа общественного развития. Исходя и вышеуказанного следует отметить, что применение эвристических методов интенсифицирует функции развивающего обучения и обеспечивает возможность включения учащегося в самообразование.

Копбаева Динара Ергазиевна23.10.2016 620 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar