РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Джаз как один из факторов музыкального образования в хоровой школе мальчиков

Джаз как один из факторов музыкального образования

Музыкальное образование и воспитание в хоровой школе мальчиков осуществляется по стандартной программе утверждённой Министерством культуры РФ. Безусловно, стандарты - это основа обучения, но и тем не менее каждый преподаватель ищет возможности для проявления своих творческих инноваций.

Меня давно интересовал вопрос внедрения джазовой фортепианной музыки в учебный процесс маленьких музыкантов. Тем более, что наши ребята на уроках хора разучивали произведения данного направления, и я, работая концертмейстером хора в нашей школе, видела с каким интересом мальчики поют эти произведения, и как горят у них глаза во время исполнения.

Никто не будет отрицать, что классика является основой(само слово classicus переводится как образцовый), классическая музыка отвечает самым высоким художественным требованиям. Она воспитывает, возвышает, наполняет особыми чувствами любого человека. Задачей педагога-музыканта является научить своего ученика полюбить классическую музыку,приобщить его к мировой музыкальной культуре. Но, изучая произведения великих композиторов - И.Баха, Г.Генделя, В.Моцарта, Л.Бетховена, П.Чайковского, С.Рахманинова и др., маленьких музыкантов необходимо знакомить с другими видами музыкального искусства.

Думаю,что в настоящее время никого не надо убеждать в том, что джаз-полноценный пласт мировой музыкальной культуры. Художественная ценность его неоспорима. Альфред Шнитке сказал: «Джаз-важнейшая часть моего музыкального мироощущения…Джаз многому учит. Он освобождает мышление музыкантов от закостенелых догм и шаблонов». Андрей Эшпай так отзывается о джазе: «Я убеждён: джаз,как и фольклор, выполняет в наши дни охранительную функцию-в том смысле, что он позволяет прикоснуться к музыке в её почти стихийном проявлении,возвращая нас к природным, вечным её началам». Кандидат искусствоведения доцент Хабаровского института культуры А.А.Никитин и кандидат искусствоведения,старший преподаватель специального фортепиано Новосибирской консерватории Добровольский С.А. считают, что фортепианная педагогика как наиболее демократичная, должна сделать шаг навстречу к джазу, поскольку от неё во многом зависит формирование музыкантов, отвечающих требованиям времени.

Уже в ДМШ ребёнок должен соприкоснуться с музыкой всех существующих потоков-фольклором,академической,джазовой,массовой-ощутить их влияние друг на друга и взаимопроникновение.

Джаз - детище негритянской народной музыки, сложившейся как род профессионального искусства в южных штатах Америки на рубеже 19-20 веков. Он возник от слияния двух музыкальных культур- европейской и африканской. В основу джаза положены европейская гармония, западно-африканский ритм и евро-африканская мелодика. Характерный элемент исполнительской техники джаза является свинг (swing), что в переводе с английского-качание,балансирование. «Без свинга нет джаза» так назвал свою пьесу Дюк Эллингтон. Свинг- особая непринуждённая джазовая манера, это способ выявления энергии ритма, его гибкости и упругости бита( биение). У свинга есть ряд особенностей: тяготение к пунктирному ритму,акцентировка,смещающая сильную долю, синкопирование, полиритмия, артикуляция.

В нашей хоровой школе мальчишеский коллектив, который надо постоянно заинтересовывать, увлекать на уроках фортепиано. Основной предмет в школе-хоровое пение, но каждый хорист должен уметь играть на фортепиано. Фортепиано-необходимый инструмент для всех музыкантов. Наши мальчики, как и все учащиеся музыкальных школ, на уроках фортепиано знакомятся и изучают классические произведения русских и западноевропейских композиторов.

В своём классе я решила попробовать включить в программу джазовые произведения. Ребята с большим интересом стали учить блюзы.регтаймы, буги-вуги. Идеи о необходимости изучения джаза нашли поддержку среди педагогов-пианистов школы. Наряду с произведениями Й.Гайдна, И.Баха,Р.Шумана из всех классов зазвучала музыка Д.Эллингтона, М.Дворжака, Д.Гершвина, М.Льюиса. Педагоги вместе с учениками наслаждались новыми жанрами, но и столкнулись с новыми сложностями исполнительских задач, обусловленных стилистикой джазовой музыки.

Как прочитать нотный текст,который в джазе условен и редактируется исполнителем? Необходимо знать исполнительские традиции, особенности стилей. Здесь помогли записи джазовых пьес в исполнении известных музыкантов. Все преподаватели школы вместе со своими учениками постигали азы джаза. На академических концертах стали чаще звучать пьесы в стиле блюза, джазового вальса,буги. Мной было предложено провести внутри школы конкурс фортепианной джазовой миниатюры. Меня порадовало, что все педагоги очень живо откликнулись на это предложение, и я не столкнулась с непониманием и равнодушием.

Все стали готовиться к конкурсу. Нам было интересно: как пройдёт это мероприятие, как сыграют ребята, и чем закончится эта затея? Школьный конкурс прошёл удачно, педагоги решили проводить его каждый год и он был включён в календарно-тематический план фортепианного отделения. Работа с джазовыми пьесами дала положительные результаты в музыкальном развитии наших учеников. Они получили начальные сведения об этой музыке,её языке, выразительных средствах, узнали о существовании импровизации. Ребята смогли почувствовать на собственном опыте, что джаз-это особый род музыки, имеющий свою образную сферу и выразительные средства, что резко отличает его от музыки классической. Наконец, мы выявили, кто из учеников наиболее склонен играть джазовые композиции, т.к. формирование джазового музыканта, как и классического, лучше начинать с раннего возраста.

Занимаясь этим новым для нас, интересным и полезным делом, нам стало тесно в рамках нашей школы. Захотелось привлечь и поделиться опытом работы с коллегами из других музыкальных школ города. У меня возникла идея проведения городского детского конкурса фортепианной джазовой миниатюры. Именно фортепианной,т.к. никогда ещё в нашем городе такие конкурсы не проводились. На Республиканском уровне проводились конкурсы джазовых оркестров, вокальных ансамблей, проводились фестивали современного танца и т.д.

Со своей идеей я обратилась к нашему директору и предложила провести в нашей хоровой школе мальчиков городской детский фестиваль-конкурс фортепианной джазовой миниатюры. Валентина Ивановна внимательно выслушала и сразу откликнулась на данное предложение. Как директор она присутствовала на всех академических концертах, школьных джазовых конкурсах. Она знала о наших начинаниях и поддерживала их. Поэтому сразу вышла с предложением проведения городского конкурса на Управление культуры Республики Коми. Там её поддержали и « дали добро».

На методическом совете было разработано Положение проведения 1-го городского детского фестиваля-конкурса «Мы играем джаз», его цели и задачи. Здесь же было обсуждено время проведения, состав жюри. Было принято решение сформировать независимое жюри, чтобы избежать пристрастия в оценке исполнителя. Было решено, что в его состав не должны входить преподаватели музыкальных школ. Так же было принято решение, что в жюри должны войти специалисты Республиканского колледжа искусств. Ни у кого не вызвало сомнений,что этими специалистами должны быть: наш куратор, педагог по фортепиано, почётный работник среднего профессионального образования Российской Федерации. Воронецкая Э.В., специалист по джазу, пианист Лавровский А.А., заслуженный деятель культуры Российской Федерации и Республики Коми, председатель союза композиторов РК Герцман М.Л. Я с удовольствием убедилась в своевременности возникновения идеи о проведении джазового конкурса: все приглашённые лица с большим интересом откликнулись на наше приглашение. Более того, они согласились концертировать на открытии фестиваля и вместе с участниками конкурса совершить небольшой экскурс в далёкое прошлое джаза.

Участвовать в конкурсе мы пригласили детскую музыкальную школу и гимназию искусств. С осторожностью приняли наше приглашение педагоги этих учебных заведений, но поддержали и откликнулись на наше приглашение. Решено было проводить наш конкурс в декабре, накануне Новогоднего праздника. Джазовая музыка отличается необычайной яркостью и искромётностью, её зажигательные ритмы настраивают на праздничное настроение и состояние радости. Поэтому очень удачно коллективом хоровой школы мальчиков был выбран месяц проведения конкурса.

В декабре 2001 года состоялось рождение нового городского детского фортепианного конкурса «Мы играем джаз». Все очень волновались, ведь никому не хотелось, чтобы «первый блин был комом». И ко всеобщей радости педагогов нашей школы конкурс прошёл на отметку «отлично». В первую очередь были счастливы участники конкурса: они не играли фуги, сонаты, менуэты. Они «свинговали!» «Свинговали» осторожно, порой неумело, но со всей детской непосредственностью и отдачей. Это была победа! Было приятно слышать слова благодарности от коллег других школ. Они говорили о том, как здорово, что преподаватели хоровой школы взялись за такое интересное и нужное дело. С какой энергией и упорством готовились участники к этому конкурсу! Все были счастливы, получив дипломы лауреатов и отличные подарки. На этом конкурсе в 2001 году мой шестиклассник стал лауреатом.

Очень интересно мнение жюри о проведённом конкурсе, о его уровне. Все в один голос сказали о небходимости проведения фортепианного джазового конкурса в городе, было предложено ввести это в традицию. С улыбкой отметили, что за роялем они увидели совершенно раскрепощённых и свободных детей. Отметили с каким упорством наши мальчики состязались с девочками. Все расстались до следующего конкурса.

Теперь не надо было специально приглашать коллег из других школ города принять участие в фестивале-конкурсе, они сами интересовались о его проведении. Говорили, что их дети ждут этого события с нетерпением. Интересовались будут ли изменения в Положении проведения и какие сроки подачи заявлений на участие. Ко 2-му городскому конкурсу мы откорректировали первое Положение и разослали по музыкальным школам города и районам. В 1-м конкурсе участие принимали 14 человек из ДМШ и гимназии искусств. На 2-й конкурс поступило 40 заявлений от участников ДМШ Эжвы, посёлка Седкыркыщ, гимназии искусств и городской музыкальной школы. Жюри было в том же составе. Все отметили более высокий уровень исполнителей, интересный подбор музыкального материала. На этом конкурсе мой ученик 3-го класса Валера Бойцов стал лауреатом.

Я не буду описывать последующие конкурсы, просто хочу отметить важность проведения подобных мероприятий. Подобные конкурсы развивают здоровую конкуренцию, заставляют маленьких музыкантов напрячься и максимально показать свои возможности. Заканчивая свою работу, хочу сообщить, что в 2011 году нашу хоровую школу мальчиков объединили с музыкальной школой. Появилась в городе музыкально-хоровая школа. Конкурс фортепианной джазовой миниатюры, рождённый в стенах хоровой школы мальчиков, продолжает свою жизнь в новом названии-«Джазовые акварели».

Используемая литература:

  1. Никитин А. «Начинающий джазовый пианист». Методические рекомендации. 1,2,части, Хабаровск,2001г.
  2. Конен В. «Рождение джаза», М.,1998г.
Попова Светлана Викторовна02.11.2016 900 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar