РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Системно-деятельностный подход как способ организации исследовательской деятельности на уроках иностранного языка

Автор: Риммер Надежда Александровна

Иностранный язык

ФГОС второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающим нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения.

Согласно ФГОС второго поколения иностранный язык - один из важнейших учебных предметов в системе подготовки современного школьника в условиях многоязычного мира. Наряду с русским языком и литературой иностранный язык формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общеречевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.

В основе стандартов образования нового поколения лежит системно-деятельностный подход. Цель данного подхода – развитие личности. В основе деятельностного подхода лежит участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта общения. Суть подхода в том, что дети не получают знания в готовом виде, они получают только информацию самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Если говорить об этимологии слова «исследование», нетрудно заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто из «следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.

Исследовательская работа значительно дополняет способы получения знаний, поскольку она подразумевает самостоятельное изучение выбранного явления, лично накопленный базовый материал, анализ данных и вытекающие из них выводы.

Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе, и произведенных на его основании новых выводов. Конечно, на уроке мы не можем «изобрести велосипед» или открыть новую таблицу химических элементов, учителям-предметникам важно научить технике самостоятельного приобретения новых знаний. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа с заранее неизвестным решением.

В современной педагогике выделяют 3 уровня исследовательской деятельности.

Одним из самых важных элементов коммуникативной культуры является не только красивая, но и правильная грамотная речь. Грамматический материал на уроках иностранного языка вводится практически с первых занятий. Например, в 3 классе уже вводятся такие сложные грамматические темы как «Префект», «Склонение определенных артиклей по падежам», «Образование порядковых числительных» и т.д. Как же сделать так, чтобы процесс работы над грамматическим материалом был не только интересен, но и осмыслен детьми?. Считаю, что исследовательская деятельность, которая является неотъемлемой частью системно-деятельностного подхода ФГОС, способствует усвоению правил на уровне понимания, когда сравнивая, анализируя, делая выводы дети приходят не только к осознанию, но и применению грамматических знаний в устной и письменной речи.

В своей педагогической деятельности исследование или элементы исследовательской деятельности систематически использую при изучении грамматического материала. Так при изучении темы «Глаголы с отделяемыми приставками» было предложено исследование, на основании которого дети пришли к выводу и формулированию правила употребления глаголов с отделяемыми приставками. Был предложен алгоритм действий, где дети самостоятельно работая в группе учились сопоставлять, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Таким образом, применение исследовательской деятельности при изучении грамматического материала способствует осознанному, а не механическому изучению и запоминанию материала. Мониторинг качества знаний, а так же пед.наблюдение позволяет сделать вывод что дети чаще стали работать самостоятельно, иностранная речь становится не просто набором слов, а грамотно выстроенными высказываниями и предложениями, что является приоритетным при изучении иностранного языка.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены