РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Учитель воспитывает и формирует Человека

Агеев Олег Владимирович

Агеев Олег Владимирович
учитель технологии
МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца»

На страницах книг иногда можно встретить замечательные строки об учителе. Перечитывая в очередной раз повесть Анатолия Рыбакова «Кортик», я обнаружил следующие строки:

«Великий художник, великий учёный, великий писатель – это звучит очень гордо. Но есть в культуре и незаметная, будничная, но главная работа, и во многом её делает учитель. Он несёт культуру в самую гущу народа. Он бросает первое зерно на ниву таланта, чтобы потом на ней выросли чудесные, прекрасные цветы. И если кто-нибудь из вас станет большим и знаменитым человеком, пусть он, увидя скромного сельского учителя, с почтением снимет перед ним шляпу, помня, что этот маленький и незаметный труженик воспитывает и формирует самое лучшее, самое прекрасное творение природы – Человека». [1, с.166,167]

Я полностью разделяю мнение автора и считаю, что современный учитель выполняет такую же важную роль в формировании Человека, как и учитель во все времена.

К сожалению, ученики понимают это высокое предназначение учителя слишком поздно, когда оканчивают школу, устраиваются на хорошую работу, но далеко не все и не всегда. Поэтому воспитывать детей необходимо на примерах из детских книг и фильмов, снятым по этим книгам, как по сценариям. Спрашивая своих учеников о том, смотрели ли они, например фильм «Кортик», или читали ли они Анатолия Рыбакова, получаем зачастую отрицательный ответ. А это плохо, и вина здесь не только самих учеников, а разработчиков программы телевизионных передач. Вспоминая своё детство, я с удовольствием рассказываю об этом своим коллегам и ученикам, констатирую тот факт, что во время школьных каникул по телевизору постоянно транслировались детские фильмы и передачи, хотя и каналов было всего два и телевизор - по началу чёрно-белый… Но наше поколение выросло на этом, и нам хватило этих примеров для формирования нашего мировоззрения и получения того минимума воспитательных знаний, чтобы справедливо поступать и оценивать так же поступки других людей. Безусловно, весомый вклад в формирование нашей человечности внесли и книги, которые мы перечитываем с удовольствием многократно и которые не потеряли актуальности до сих пор. Менялась страна и её руководители, и если материал мысленно пропускать через призму временных отличий, то мы получим колоссальный опыт, накопленный годами писателями и режиссёрами ещё советских времён. И это только один пример. Прекрасных книг и замечательных детских фильмов, подчёркивающих важность учительства, бесчисленное множество.

Исправить ситуацию можно, но действовать необходимо сообща и согласованно. В одной связке должны быть и учителя, и родители, и руководство страны вместе со всеми министрами, режиссёры, писатели и художники. А у нас пока, как у Крылова, воз на прежнем месте, хотя все работают, но в разном направлении. А начать можно хотя бы с того, чтобы вернуть в каникулярный период трансляцию детских и юношеских телепередач на голубые экраны большинством телевизионных каналов. Но время необходимо оставить и для досуга детей: чтения книг, посещения ими библиотек, кружков и секций и так далее. Можно ввести в школе такое мероприятие, как «старый кинозал», где в актовом зале массово показывать детям старые добрые детские фильмы с последующим их обсуждением и, может быть, написанием эссе или картин по увиденному. Благоприятствовать культурному росту детей будет массовый поход в библиотеки: начать можно со школьной, постепенно перемещаясь в городские или сельские залы.

В советское время пионерские организации очень организовывали и дисциплинировали учеников. Они понимали, что такое хорошо, а что плохо, знали, что нужно помогать младшим и старикам, уважать старших и учителей. Конечно, пионерские отряды возрождать не нужно, но необходимо придумать подобную современную форму организации деятельности школьников.

И начинать надо уже сейчас, время не терпит отлагательств. Все мы люди и хотим жить среди себе подобных и поступать с другими так, как мы хотели бы, чтобы поступали с нами. А будущего Человека формирует учитель. И об этом надо помнить всегда и передавать будущему поколению слова из замечательных книг и художественных детских фильмов, цитируя классиков и современников, воспитанных в те далёкие времена, когда профессия Учитель была с большой буквы.

Литература

  1. Рыбаков А. Кортик; Бронзовая птица: [повести] / Анатолий Рыбаков. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2011. – 415 с. – (Серия «Золотая коллекция для юношества»).
Агеев Олег Владимирович14.11.2016 930 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar